|
|
Главная Творчество Jeeves/By Jeeves
|
Jeeves/By Jeeves (Дживс/По мотивам Дживса) |
|
После нашумевшей рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" Эндрю и Тим не пожелали остановиться, скорее наоборот - налегли на поиски нового проекта с удвоенной силой. Песни к фильму про Питера Пена, комедия, основанная на событиях американской истории - все это постепенно растворилось в воздухе. Правда, в 1974 году они еще написали саундтрек к филму "Досье Одесса" ("Odessa File" по одноименному триллеру Фредерика Форсайта). Фильм не произвел особого фурора, а песня "Рождественская мечта" ("Christmas Dream") музыкально очень напоминала "Деревянное сердце" ("Wooden Heart") Элвиса Пресли. Но это все неважно. Парни по прежнему хотели писать мюзиклы. У них было две идеи. Либреттист был увлечен блистательной и противоречивой Эвой Перон. Но у композитора была другая идея - английский бездельник-аристократ Берти Вустер и его верный дворецкий Дживс.
Вустер и Дживс - персонажи повестей и рассказов одного из самых известных в Великобритании (и не только) писателя-сатирика Пелема Г. Вудхауза. Истории Вудхауза незамысловаты с литературной точки зрения, сюжеты их так же не шекспировские. Действие происходит в довоенной Великобритании и прочих странах, куда заносит героев. Берти Вустер идет по миру, то и дело наталкиваясь на своих друзей и подруг, из которых последние либо хотят выйти замуж за убежденного холостяка Берти, либо за кого-нибудь из его друзей. Друзья же в свою очередь либо хотят жениться на какой-нибудь из благородных девиц, либо не хотят. И все они бегут за помощью к славному парню Берти, который не может отказать никому из них в оказании своих посильных услуг, особенно учитывая, что многие из них не пренебрегают "невинным" шантажом. В стремлении помочь всему человечеству Вустер сталкивается с препятствиями разной степени сложности, и, конечно, всегда справляется с ними. Причем здесь Дживс, спросите вы. А при том, что без Дживса все планы Вустера и его друзей пошли бы прахом. Дживс - это мозговой центр Вустера и его друзей (учитывая, что они сами признаются через посредство Алана Эйкборна и Эндрю Ллойд Уэббера, что "их коллективный I.Q. колеблется в пределах 42 %"). Короче, Дживс для Берти - это единственный шанс на выживание в этом безумном мире. А Берти для Дживса - источник существования в материальном плане и источник хорошего настроения в плане духовном. Замечательный симбиоз.
Что же привлекло в этой, казалось бы, ерунде, такое количество читателей, среди которых были и наши уважаемые Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс? Истинный английский юмор, которым буквально от корки до корки пропитаны истории похождений этакого нового мечтателя Дон Кихота и его верного Санчо Пансо. Настоящая панацея от дурного расположения духа. И идеальный материал для мюзикла в стиле старой доброй оперетты - как, видимо, решил Эндрю.
Кроме того, Эндрю сам только что обзавелся настоящим поместьем - Сидмонтон Корт, графство Хэмпшир. Место как раз из тех, где когда-то могли разворачиваться события новелл Вудхауза. Короче, мысль о Дживсе и его непутевом хозяине была ближе композитору, чем идея, которой был по уши увлечен его партнер по искусству - актриса, блондинка, красавица, стерва и жена президента Хуана Перона - Эва, перевернувшая с ног на голову свою родную Аргентину, дожив только до 33 лет. Тим был просто влюблен в свою Эвиту, однако на Эндрю ее чары не оказали никакого влияния.
Шел 1973 год и, похоже, впервые в тандеме Ллойд Уэббер-Райс намечался раскол. Пока только в творческом плане. Тем не менее добросердечный Райс согласился попробовать поработать на тему "Дживса". Он написал несколько песен (например, "Suddenly There's a Valet" - "И вот появляется слуга"), но, в конце концов, заявил Ллойд Уэбберу, что выходит из игры, надеясь, что Эндрю так же бросит эту идею и бросит весь свой творческий порыв на создании истории Эвиты. Но не тут то было. Эндрю ОЧЕНЬ хотел написать "Дживса". Если не с Тимом, что ж... на свете еще есть либреттисты.
Однако место Тима занял не либреттист и не поэт-песенник. Это был Алан Эйкборн, драматург, прославившийся пьесами вроде "Абсурдная личность в единственном числе" (Absurd Person Singular, 1972 г.) и трилогией пьес "Норманские завоевания", 1973 г. Он никогда не писал мюзиклов, и по правде говоря, не любил их. Зато он любил Вудхауза. И согласился написать сам сюжет для мюзикла, в котором, в отличие от предыдущих творений Эндрю, будут драматические диалоги без всякого музыкального сопровождения и вставные музыкальные номера. Для этих-то номеров, Эндрю и Алан надеялись заполучить Тима - пусть он хоть напишет тексты для песен. Но и от этого мистер Райс отказался. Тогда Эйкборну пришлось заняться непривычным для него стихоплетством самому. Итак, в январе 1973 года Ллойд Уэббер и Эйкборн отправляются в Америку, в гости к 93-летнему Вудхаузу, чтобы продемонстрировать ему наброски своего детища. Вудхауз принял соавторов благосклонно, правда отметил, что сценарий что-то уж чересчур длинноват... Старик был несказанно прав. Первый генеральный прогон в марте 1975 года шел почти пять часов. Сам Вудхауз умер в начале 1975. Старик Вудхауз нас заметил, и в гроб сходя благословил...
Эйкборн никогда не писал мюзиклов. Поэтому и писал сценарий так, что при постановке можно было бы вполне обойтись и без музыки. Действие разворачивалось в одном из лондонских клубов, где Берти Вустер должен был выступать с концертом на банджо. Струны на банджо рвутся, он вынужден послать верного Дживса за новыми, а в это время развлекать публику анекдотами из собственной жизни. Так, в воспоминаниях Берти, и проходил весь спектакль. Но это не трагедия. Если бы эти воспоминания не длились 5 часов к ряду. Кроме того, первая женщина появлялась на сцене только через 35 минут от начала. А первые 4 песни исполнялись Берти Вустером в одиночку. Дальше - хуже. Режиссер, Эрик Томпсон (который, кстати, никогда не ставил мюзиклов) в последний момент вышел из игры. Его место занял сам Эйкборн, который вообще никогда ничего не ставил. Короче, "Дживс" был обречен. Эндрю запаниковал и позвонил продюсеру Стигвуду, прося закрыть проект. Но тот, зная привычку своего подопечного паниковать по пустякам в самый ответственный момент, отказался.
Критики были единодушны: "Дживс" непотопляем... как "Титаник". Алан Эйкборн как-то сказал: "Все мюзиклы ужасно скучные. Но надеюсь, что этот будет исключением." Алан ошибся.
С моей личной точки зрения, в провале "Дживса" нет вины композитора. Мелодии отнюдь не так уж плохи, скорее наоборот: это легкая, приятная, жизнерадостная музыка, идеально подходящая по духу персонажам Вудхауза. Кстати, одна из центральных песен - "Путешествуя с надеждой" ("Travel Hopefully") была ничем иным как "Любовь здесь" ("Love is Here") из "Такие, как мы" ("The Likes of Us"), первого совместного произведения тандема Ллойд Уэббер-Райс. Правильно, Эндрю - зачем писать новую мелодию, когда есть незаслуженно забытая старая. К тому же неплохая. Но о песнях чуть позже.
Проблемы были со сценарием. Все-таки, пять часов - это как-то... А все из-за чрезмерного пиетета к Вудхаузу. Эйкборн взял за основу сразу все произведения о Дживсе и Вустере. Основная сюжетные линии заимствованы из повестей "Кодекс чести Вустеров" ("Code of the Woosters") и "Брачный сезон" ("The Mating Season"). Уважение к первоисточнику было настолько велико, что Эйкборн оставлял даже авторские ремарки. Например, Берти вздрагивал от ужаса и заявлял "Я вздрогнул от ужаса". Захватывающе, не так ли?
Короче, "Дживс" стал первым провалом Эндрю Ллойд Уэббера. Премьера состоялась 22 апреля 1975 года в Театре Ее Величества, где с 1986 года и до сих пор с ошеломляющим успехом идет знаменитый "Призрак Оперы". "Дживс" продержался только 38 спектаклей. Но не стоит огорчаться. Не такой человек Эндрю, чтобы терпеть провалы. 1 мая 1996 в английском городе Скарборо состоялась мировая премьера нового мюзикла "По мотивам Дживса" ("By Jeeves"). Через два месяца постановка переместилась в Лондон, где шла чуть больше полугода. Весной спектакль поставили и в Америке, где он так же шел не очень долго, но вполне успешно. Новая реинкарнация "Дживса" пришлась публике более по вкусу. Например, в 2001 году в Питсбурге в феврале-марте шла очередная постановка "По мотивам Дживса". А теперь поговаривают, что ее собираются снимать на видео. Будем надеяться.
Нового "Дживса" создали те же авторы. Спектакль вновь режиссировал Эйкборн. Но в этот раз все прошло на ура. Постановка была минималистской во всех смыслах слова - она была явно короче первоначальной, поставлена с минимумом декораций и прочих затрат. Многие песни были заимствованы из старого мюзикла, такие как "Кодекс чести Вустеров", "Путешествуя с надеждой", "Когда приходит любовь", "Лишь мгновенье", "Парень с банджо". Кстати, "Лишь мгновенье" ("Half a Moment") стала наиболее известной песней из "Дживса". Этот единственный лирический номер - любовный дуэт - появился впервые с момента провала "Дживса" на диске Сары Брайтман "Пеcни, которые исчезли" ("The Songs that Got Away"), продюсером которого был сам Эндрю. В этот сборник вошли забытые песни из неудавшихся мюзиклов. Позже эту же песню спел сам Хосе Каррерас. А песня "Литератор" ("Literary Man") хотя и не вошла в новый мюзикл, зато появилась в "Вариациях" и в мюзикле "Песня и танец" как "Неожиданная песня" (или "Когда ты хочешь влюбиться").
|
|