|
|
Главная Творчество Beautiful Game
|
Beautiful Game (Прекрасная игра) |
|
Когда широкая общественность прознала про то, что Эндрю Ллойд Уэббер замахнулся ни много ни мало на конфликт в Северной Ирландии (Troubles - как называют этот конфликт в Британии), и собирается об этом конфликте писать свой новый мюзикл, реакция была неоднозначной. Но для начала - немного истории. Troubles - серьёзная проблема Соединённого Королевства: ежегодно огромное количество людей погибает в результате вооружённых столкновений действующих на территории Ольстера армий, а также в результате многочисленных террористических актов. Конфликт в Северной Ирландии имеет долгую историю и уходит своими корнями во времена правления Генриха VIII. Как известно, Генрих прославился не только огромным количеством жён, но и тем, что рассорился с Римской католической церковью (по поводу всё тех же жён) и основал в Англии англиканскую церковь. Ирландские католики были против - и конфликт, усугублённый к тому же и тем, что Генрих покусился на ирландские земли, начался. Ольстер, северный регион страны, на протяжении дальнейшей истории всегда находился в особом положении - в нём проживало большое количество протестантов, и к тому же индустриальное развитие региона происходило гораздо более быстрыми темпами, чем развитие других частей страны. Поэтому жители Ольстера никогда не поддерживали своих соотечественников в их горячем стремлении отделиться от Великобритании и в 1921-ом году, когда Ирландия обрела независимость и стала самостоятельным государством, Ольстер предпочёл остаться частью Соединённого королевства со своим собственным премьер-министром и парламентом. Но со временем католики Северной Ирландии обнаружили, что в парламенте сидят преимущественно протестанты, а их права всячески попираются. И началась борьба, продолжающаяся и по сей день - кровавая вражда разорвала Ольстер на две части, причём и у католиков, и у протестантов есть тайные незаконные армии, ведущие войну друг с другом. Ирландская республиканская армия (IRA) требует присоединения Ольстера к Ирландии (Сейчас появилась ещё и Настоящая Ирландская республиканская армия, обвиняющая просто Ирландскую республиканскую армию в недостаточном радикализме). На стороне протестантов - Добровольная Армия Ольстера (UVF). Постоянные террористические акты унесли уже многие жизни. (Мы уже рассказывали вам в разделе, посвящённом "Реквиему", о том, что среди жертв северо-ирландской трагедии были и знакомые Эндрю). Взрывы гремят в Лондоне и других областях страны по сей день, и к сожалению, несмотря на многочисленные попытки властей урегулировать конфликт, ситуация по-прежнему остаётся напряжённой...
Поэтому, когда Эндрю избрал Troubles темой для своего нового мюзикла, мнения общественности разделились. Одна точка зрения была такой: мюзикл может послужить толчком к мирному разрешению конфликта. Но многие выступили с резким осуждением - Ян Пэйсли, лидер Демократической Юнионистской партии, сказал, что считает настоящий момент и то серьёзное положение, в котором находится сейчас Ольстер, неподходящими для написания мюзикла. Были и более резкие высказывания - из серии "не лезьте в это дело!" и "руки прочь!", а уж когда стало известно, что соавтором Эндрю будет Бен Элтон, знаменитый комедиограф, многие решили, что Ллойд Уэббер решил посмеяться над трагедией в Северной Ирландии, и всё тот же возмущённый Ян Пэйсли заявил, что ничего смешного в конфликте нет и пусть Эндрю даже и не пытается искать в нём что-либо смешное.
Но Эндрю, вопреки всем опасениям, вовсе и не пытался. Напротив, он относится к трагедии в Северной Ирландии со всей серьёзностью. "Фанатизм способен разрушить жизни, - говорит композитор, - и конфликт в Северной Ирландии тому примером". "Прекрасная игра" не о политике и не о футболе, как может показаться на первый взгляд. Личная драма на фоне "мрака конфликта" - вот основная тема последнего на данный момент мюзикла Эндрю. Её выбор связан с тем, что Эндрю посмотрел как-то документальный фильм о футбольной команде из Белфаста. Игроки команды школы Святого Креста, одержавшей в 1968-ом году победу в чемпионате по футболу, стали жертвами северо-ирландского конфликта: один из них погиб от рук фанатиков, другой был "казнён" IRA - его подозревали в том, что он был информатором, а их учитель был застрелен членами UVF. Некоторым игрокам команды пришлось покинуть страну. История произвела на Эндрю глубокое впечатление, и композитор предложил драматургу Бену Элтону написать с ним мюзикл, основанный на событиях, показанных в документальном фильме. Впрочем, несмотря на то, что мюзикл основан на реальных событиях, надо сразу же оговориться, что все персонажи в нём - вымышленные.
Итак, на сцену выходит Бен Элтон. Кто же он - новый соавтор Эндрю? Многие считают, что они весьма странная пара - член палаты лордов, поддерживающий консервативную партию и в своё время заявлявший, что покинет страну, если лейбористы придут ко власти (когда лейбористы пришли ко власти, злопыхатели уже потирали руки в ожидании этого события, но Эндрю уезжать почему-то передумал и поэтому заявил, что его просто неправильно процитировали), и убеждённый лейборист. Кто бы мог подумать, что они смогут работать вместе! Но оба в голос утверждают, что говорить о политике у них нет времени, да и политические разногласия не так уж и важны (тем более, что Эндрю тут же поспешил заверить общественность в том, что поддерживал консерваторов из-за их налоговой политики, а вообще-то лейбористы тоже неплохие ребята). Эндрю и Бен были знакомы уже давно, и у них есть общие пристрастия (среди которых - любовь к знаменитому автору "Дживса и Вустера" Вудхаузу, хорошей выпивке и популярной музыке). Бен Элтон (он на одиннадцать лет младше Ллойда Уэббера) - известный драматург, написавший большое количество весьма успешных романов и сценариев. Его самое знаменитое произведение - комедия "Попкорн", получившая почётную театральную награду Лоуренса Оливье. Эндрю пригласил Элтона в 1998-ом году к себе и предложил написать пару-другую новых шуток к "Звёздному Экспрессу" (этот мюзикл постоянно обновляют), но тот отказался, предложив, в свою очередь, написать лучше вместе что-нибудь посерьёзней. Композитор согласился и в качестве темы нового проекта выдвинул свою идею про Северную Ирландию.
Эндрю рассказывает, что во время ужина с Тимом Райсом (композитор обожает рассказывать всем о том, как он в очередной раз ужинал со своим старым другом Тимом) они обсуждали трагическое положение современного музыкального театра (дескать, никого гениального с момента нашего появления больше в оном музыкальном театре не было), и пришли к выводу, что теперь всё не так уж и плохо - с тех пор, как появились "Элтоны": Бен Элтон и Элтон Джон (вместе с которым последнее время Тим Райс активно работает).
Новая надежда музыкального театра Бен Элтон принялся за работу, и в его гениальном мозгу тут же возникла идея поместить действие мюзикла сразу в нескольких местах - герои, по его замыслу, должны были оказываться то в Ирландии, то на Ближнем Востоке, то в Косово - в общем, в различных "горячих точках" планеты, дабы показать, что в принципе неважно, где и когда разворачивается действие, главное - везде и всегда фанатизм и вражда разрушают человеческие судьбы. Идея действительно очень интересная, но Эндрю её отверг, так как в театре воплотить эту идею в жизнь было бы весьма затруднительно и сложно (а вот в фильме, с моей точки зрения, вышло бы замечательној ). Но тем не менее авторы неоднократно подчёркивали, что то, что действие происходит в Северной Ирландии, ни в коем случае не является политическим моментом, и выбранное место действия - просто "метафора любого конфликта в мире". Также как и футбол в мюзикле - не просто футбол, а метафора любой страсти, любого увлечения, любой надежды. Неважно, во что играют и чем увлекаются герои мюзикла - на месте футбола могла бы быть любая другая игра или любое другое хобби. Но так или иначе, "прекрасная игра" оказывается разрушенной ненавистью и конфликтом, насилием и терроризмом...
Критики, выходя с предпремьерных просмотров, рыдали и говорили, что можно было бы сделать спектакль менее грустным. Однако Эндрю и Бен Элтон не хотели сентиментальной концовки – и не стали её делать. Никаких счастливых воссоединений – мюзикл завершается трагично, как трагична ситуация на самом деле. Однако концовка не без проблеска надежды – надежды на то, что люди однажды остановятся и увидят, что они делают.
Спектакль открылся 26 сентября 2000-го года в лондонском театре Кэмбридж. Режиссировал Роберт Карсен - до этого поставивший несметное множество классических опер чуть ли не во всех оперных театрах мира).Роль Джона исполнил Дэвид Шэннон (талантливый парень успел переиграть, похоже,все роли в музыкальном театре - Иисуса, Мариуса, Криса, Рам Там Таггера, Человека и так далее), Мэри – Джоси Уокер (Гризабелла, Кристина, Мария), Томаса – Майкл Шэффер (те, кто смотрел видеоверсию “Иисуса Христа Суперзвезды”, имели счастье лицезреть его в блестяще исполненной роли лысенького Анны). Оркестр всего из девяти человек – давняя мечта Ллойда Уэббера, подуставшего от огромных, пафосных постановок с большими оркестрами.
На премьере, как водится, присутствовало огромное количество всяких знаменитостей – и верный поклонник творчества Эндрю Джон Мэйджор, и сэр Клифф Ричард, и другой сэр – Тим Райс, пришедший посмотреть на новый мюзикл своего бывшего соавтора, и Ричард Кёртис, тоже пришедший посмотреть на новое творение своего бывшего соавтора – Бена Элтона. Премьера была встречена трёхминутными овациями, критические статьи в целом были очень доброжелательными (вплоть до эпитета “лучшая музыка из всей, что когда-либо написал Эндрю Ллойд Уэббер”). Критики были настолько добры, что даже присудили мюзиклу награду Общества Критиков в категории Лучший мюзикл 2000 года. Песни из мюзикла исполнялись даже на инаугурации президента США Джорджа Буша (Эндрю сам аккомпанировал).
К сожалению, несмотря на всеобщие восторги, спектакль закрылся 1 сентября 2001 года. Видимо, публике пока что гораздо приятнее ходить на "Кошек", где можно просто получать удовольствие, ни о чём серьёзном не задумываясь. Композитор был крайне недоволен таким отношением к своему произведению. Теперь он собирается ставить "Прекрасную игру" в Торонто, видимо, надеясь, что местные зрители будут более сознательными.
...Печально, что ирландцы, похоже, пока не собираются останавливаться и прислушиваться к кому бы то ни было - ни к политикам, ни к деятелям искусства. Только появилась надежда на компромиссное решение - и вновь мы слышим в новостях о новых столкновениях в Белфасте. Остаётся лишь надеяться, что может быть однажды, люди всё же смогут "любить в мире"...
|
|