|
|
Главная Творчество Requiem
|
Requiem (Реквием) |
|
Вы считаете, что Эндрю Ллойд Уэббер способен писать только в “лёгком” жанре? На самом деле, это совсем не так. Кто бы мог подумать, что автор “Кошек” и “Звёздного экспресса” способен создать такое серьёзное музыкальное произведение как реквием. Однако...
Композитор долго, не один год вынашивал идею написать реквием. Его всегда интриговал текст реквиема, как очень, по мнению Эндрю, драматический и театральный текст. Тем более, что ему всегда нравилось звучание латинского языка. Ну и конечно же это было неким своеобразным вызовом самому себе, увлекательной творческой задачей - попробовать написать реквием на канонический текст для современной аудитории.
В принципе, не одна причина, а сразу несколько сподвигли его на этот шаг.
В 1978-ом году Хэмфри Бартон, директор программ канала BBC, посвящённых культуре, предложил Эндрю написать реквием в память о всех погибших во время конфликта в Северной Ирландии. Тогда, правда, идея так и осталась на уровне разговоров. В октябре 1982-ого года, спустя три недели после бродвейской премьеры “Кошек”, в возрасте 68 лет от сердечного приступа умер отец Эндрю – Билл Ллойд Уэббер. С тех пор идея написания реквиема в память об отце крепко засела в голове композитора. И особенно актуальной она стала в 1984-ом, когда Эндрю женился на Саре Брайтман – ему безумно хотелось написать что-нибудь новое, дабы новая супруга смогла продемонстрировать миру свои уникальные, как он считал, вокальные способности. Ещё два события, произведших большое впечатление на Эндрю, подтолкнули его к написанию реквиема – во-первых, прочитанная им статья в “Нью-Йорк Таймс” о том, как камбоджийского мальчика поставили перед выбором – либо убить свою сестру, либо умереть самому (он убил сестру), и во-вторых, смерть от бомбы ирландских террористов молодого журналиста “Дейли Экспресс” Филиппа Гедеса, который незадолго до этого интервьюировал Эндрю и которому композитор симпатизировал.
Религиозная музыка была важной частью жизни Эндрю во времена его юности – во-первых, его отец был органистом, писавшим преимущественно церковную музыку, во-вторых, не могло не сказаться обучение в Вестминстерском колледже – в этой школе учеников не только обучали латыни и крикету, но и заботились об их духовном воспитании: посещение церковных служб в этом заведении было обязательным ежедневным ритуалом. К тому же Эндрю с детства интересовали церкви (правда, больше как объекты архитектуры, чем с религиозной точки зрения, но тем не менее). Большое впечатление на юного композитора (в то время тринадцатилетнего) произвело посещение лондонской премьеры “Военного Реквиема” британского композитора Бриттена, проходившей в Вестминстерском аббатстве, а также проходившая всё в том же аббатстве поминальная служба по композитору Ральфу Вогану Уильямсу. В целом, вполне можно сказать, что церковной музыки в образовании композитора было ничуть не меньше чем рок-н-ролла. И несомненно, она оказала на него не меньшее влияние, чем современные ритмы.
Эндрю решил, что “Реквием” должен исполняться мальчиком, девушкой и мужчиной – дискантом, сопрано и тенором. Причём по замыслу автора исполнительница партии сопрано должна быть молодой - настолько, чтобы она могла казаться сестрой мальчика-дисканта (Сара, по мнению Эндрю, идеально соответствовала этому требованию). Изначально, предполагалось также добавить и бас, но потом Эндрю от этой идеи отказался. Также он отказался и от присутствия скрипок в оркестре – до этого такой приём при написании реквиема уже использовал французский композитор Габриэль Форе (1845-1924гг.). У реквиема Ллойда Уэббера есть ещё одно сходство с реквиемом Форе – Эндрю также решил заменить часть “Agnus Dei” (“Агнец Божий”) на “Pie Jesu” (“Милосердный Иисусе”). Больше этого никто из композиторов, писавших реквиемы, не делал.
В 1984-ом году “Реквием” был представлен на ежегодном фестивале в Сидмонтоне. В роли сопрано выступила, разумеется, Сара II, партию тенора исполнил Уильям Кендалл, а партию дисканта – Пол Майлз-Кингстон, мальчик из Кафедрального хора Винчестера, также принимавшего участие в мероприятии под руководством Мартина Ниари (Тот, надо сказать, поначалу с сомнением отнёсся к идее Эндрю писать реквием, но, услышав отрывки из него, тут же проникся и согласился участвовать в проекте). Хор этот, кстати, помимо своей прямой обязанности – петь в соборе – прославился также постоянными концертными турами, записями и выступлениями по телевидению, а также выступлениями в Королевском Альберт Холле в Лондоне и Карнеги-Холле в Нью-Йорке. После фестиваля “Реквием” был тут же отправлен самим композитором на доработку, которая продлилась примерно полгода – всё это время Эндрю тщательно работал над оркестровкой.
А 20-22 декабря 1984-ого “Реквием” был записан, партию тенора исполнил знаменитый испанский тенор Плачидо Доминго (он уже давно бегал за Эндрю с просьбой написать для него что-нибудь серьёзное, но тот всё как-то не спешил выполнять его просьбу), а Сара и Майлз-Кингстон повторили свои роли.
Дирижировал Лорин Маазель – знаменитый дирижёр, скрипач и композитор, а также музыкальный директор Венской Оперы. Многие классические музыканты и критики обвиняли Маазеля и Доминго в том, что они согласились принять участие в проекте такого “несерьёзного” композитора, как Ллойд Уэббер. Но обе знаменитости в голос утверждали, что “Реквием” - серьёзная вещь, и что они счастливы работать с Эндрю, так что критикам пришлось смириться.
Мировая премьера состоялась 24-ого февраля 1985-ого года в Нью-Йорке, в церкви Святого Фомы на Пятой авеню. Так как Эндрю считал, что в английской хоровой традиции может петь только английский хор, то на Нью-йоркской премьере “Реквием” также исполнялся специально прилетевшим по этому случаю из Англии Винчестерским кафедральным хором. На премьеру композитор пришёл со своей матерью Джин Ллойд Уэббер.
Лондонская премьера прошла в Вестминстерском аббатстве в апреле того же года. На ней присутствовала Маргарет Тэтчер и добрая половина её кабинета министров (Эндрю любит партию консерваторов, и они отвечают ему взаимностью, стараясь не пропускать ни одной его премьеры). Все доходы от концерта пошли на благотворительность (преимущественно в пользу пострадавших от террористических актов, проводившихся Ирландской Республиканской Армией).
К удивлению Эндрю, считавшего, что “Реквием” не будет иметь большой популярности, (так по крайней мере утверждает он сам, хотя биографы в своём большинстве считают, что Эндрю как всегда всё заранее продумал, и что ничего случайного и удивительного в этом нет), запись имела огромный успех и фантастически быстро раскупалась.
В одном интервью композитор даже жаловался, что втайне мечтал о коммерческом провале своего проекта, но его, как он выразился "циничный бывший партнёр Тим Райс" (бедный Тим, слышал ли он это?) напророчествовал ему другой вариант развития событий:
"Проблема в том, что твой Реквием, который ты считаешь страшно серьёзным, некоммерческим и всё такое, будет невероятно успешным коммерчески, и таким образом твой замысел полностью провалится!". "Умное пророчество" (слова Эндрю) сбылось - но, похоже, что несмотря на всё своё удивление, композитор не очень этому огорчился.
Потрясающе красивая, исполненная Сарой и Полом Майлзом-Кингстоном ария “Милосердный Иисусе” (“Pie Jesu”) тут же “взлетела” в Британскую “Десятку Хитов”. На арию “Pie Jesu” был также снят очень трогательный клип. По “Реквиему” также было поставлено несколько балетов. (Хореограф Энтони ван Ласт умудрился даже сочинить некое подобие сюжета – об автомобильной катастрофе).
Кстати, существует и видеоверсия концертного исполнения "Реквиема".
Кстати, “Реквием” был выпущен на пластинке и в Советском Союзе, а также исполнялся сначала в Ленинграде на международном музыкальном фестивале, а затем в Москве – в концертном зале имени Чайковского. Дмитрий Китаенко дирижировал Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, а партии солистов исполнили И. Галант, И. Петерсон, А. Азовский, а также Сара Брайтман. Также участвовал в концертах Государственный академический хор “Латвия” под руководством И. Цепетиса. Эндрю, прибывшему в честь этого в Советский Союз, по его признанию, исполнение “Реквиема” советскими музыкантами очень понравилось. (Ну, и заодно с Сарой по Красной площади успел погулять... )
За свой “Реквием” Эндрю был удостоен в 1986-ом году награды “Грэмми” в номинации “Лучшая современная классическая композиция”. Так что критики, утверждавшие, что лучше бы Ллойд Уэббер писал “свою популярную музыку” и не лез в классику, ошибались. Эндрю показал всем, что может успешно работать и в не очень привычной для него сфере.
Сам же он оценивает свою работу следующим образом: "Я опасался, что критики и слушатели не сочтут это тем, что они называют "современной серьёзной музыкой", но это серьёзная работа с серьёзным намерением".
“Реквием” посвящён отцу Эндрю Биллу Ллойду Уэбберу, и Эндрю считает “Реквием” своей самой личной, самой дорогой для него работой.
|
|