На главную
История создания
Сюжет
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

Главная Творчество Sunset Boulevard

Sunset Boulevard
(Бульвар Сансет)

Сансет бульварМюзикл “Сансет бульвар” поставлен по мотивам одноименного фильма Билли Уайлдера, снятого на студии “Парамаунт” в 1950 году. Сценарий написан по мотивам рассказа самого Уайлдера и Брэклетта “Банка фасоли” (“A Can of Beans”). В фильме очень верно передана атмосфера закулисья Голливуда с его интригами и неизбежной расплатой за короткий миг славы. Фильм получил одиннадцать номинаций на “Оскар” и три награды: за лучший сценарий, декорации и лучшую постановку. В главной роли звезды Великого Немого Нормы Дезмонд снялась Глория Свансон. Эта роль стала для нее биографичной – сама Глория также принадлежала к поколению актрис немого кино. Кроме того, прославленный режиссер Де Милль сыграл в фильме самого себя, дворецкий Макс также имеет реальный прототип (это режиссер Эрик фон Строхейм), и студия “Парамаунт” также присутствует на экране. Рассказ печальной истории ведется от имени уже мертвого человека, что еще более усиливает общий настрой от сюжета.

Сансет бульварИдея создания этого мюзикла впервые пришла Эндрю Ллойду Уэбберу в голову в начале ‘70-х годов. Надо заметить, что идея эта принадлежала не ему, а знаменитому бродвейскому режиссеру Хэлу Принсу, который, собираясь выкупить права на постановку у студии “Парамаунт”, на которой, собственно, снимался оригинальный фильм, первоначально обратился к американскому композитору Стивену Сондхейму. Когда же Сондхейм отверг предложение, Принс попробовал заинтересовать Эндрю. Тот отнесся к предложению без энтузиазма, однако все же посоветовался с Тимом Райсом, его постоянным соавтором в то время. Тим в то время был полностью захвачен идеей мюзикла об Эве Перон и отговорил Эндрю заниматься этим проектом.

Несколько лет спустя, во время работы над “Призраком Оперы”, Эндрю встретился с драматургом Кристофером Хэмптоном и предложил работать вместе. Однако Хэмптона идея о монстре, живущем в подвалах Парижской Оперы, не заинтересовала, и он предложил свою: музыкальную постановку по мотивам фильма Билли Уайлдера “Сансет бульвар”, права на которую он безуспешно пытался выкупить какое-то время назад. Это ему не удалось по той простой причине, что сделка уже была заключена с другим человеком – а именно, с Ллойдом Уэббером, который все же решил остановиться на этой идее поподробнее.

Первая, сырая версия спектакля была готова к 1991 году, и первые тексты были написаны Эми Пауэрс, 28-летней юристкой, писавшей тексты для звукозаписывающей компании “CBS Records”. Однако, по тем или иным причинам, тексты не понравились, и было решено найти другого автора. Им стал Дон Блэк – известный в Великобритании автор текстов, с которым Эндрю работал еще над мюзиклом “Скажи мне об этом в воскресенье”, а позже к нему присоединился и Кристофер Хэмптон. Вместе они написали и сценарий для постановки. Втроем они работали на вилле Эндрю на юге Франции. Так, как-то Дон и Кристофер попросили Эндрю написать для них мелодию, на которую они могли бы положить текст о зарождении кинематографа. За одну ночь на свет появилась очень красивая песня “New Ways to Dream” (“Новые просторы для мечты”).

Не все мелодии, появившиеся в “Сансет бульваре”, были написаны непосредственно для него. Так, мелодия для арии Джо Гиллиса “Сансет Бульвар” впервые появилась в песне, написанной с Тимом Райсом для альбома Мэйнарда Уильямса “Десять песен”, называвшейся “Turning” (“Повернувшись”). Слова звучали так:

Turning to my left the news was grim
I had no wish to talk to him
He was loud and thought he mattered
Turning to my right was just as bad
She was diamonds but sad
And badly needed to be flattered...

И так далее. Песня исполняется от лица некоего красавца, который на вечеринке знакомится с потрясающей девушкой. В 1971 году мелодия (уже в переработанном виде) планировалась использоваться для фильма “Gumshoe”, и новый текст звучал так:

Twice today I almost told you
I was tired and bored and cold
You surely must have seen it's over, finally
We got lost along the way here
Words stick in my throat and stay there
I'm afraid to say it's over, finally

В фильме песня так и не была использована, хотя существует саундтрек, где ее поет Памела Патерсон. Разумеется, для мюзикла была написана абсолютно новая оркестровка песни.

На роль кинодивы рассматривались многие – в том числе и знаменитая киноактриса Мерил Стрип. Но в итоге на первом представлении роль Нормы исполнила бродвейская актриса Патти Люпон – в 1980 году она стала первой Эвитой на Бродвее и получила за эту роль “Тони” (аналог театрального “Оскара”).

Многие называли мюзикл “Призрак номер два”. В каком-то смысле история действительно повторялась – только теперь в роли ужасного влюбленного существа выступала постаревшая звезда экрана, все еще мнящая себя молодой и красивой, а в роли молоденькой певицы – тоже молодой сценарист, мечтающий пробиться в Голливуде. Но, конечно, сюжет, повествующий о событиях дней сравнительно недавних, получился гораздо более циничным и жестким. Режиссером постановки стал Тревор Нанн, до этого работавший с Эндрю над “Кошками”, “Звездным экспрессом” и “Аспектами любви”, а декорациями занимался Джон Напьер, также работавший над многими театральными постановками, и “Кошками” в том числе. Над оркестровками вместе с Эндрю работал Дэвид Каллен, его постоянный партнер. Постановка была очень дорогостоящей – роскошные декорации и самая новейшая техника – что, кстати, принесло свои проблемы: микрофоны были настолько чуткими, что реагировали даже на звуки с улицы. В итоге премьеру пришлось отложить на 13 дней, чтобы уладить все недоразумения. Она состоялась 12 июля 1993 года в Лондоне, в театре Адельфи.

Создатели мюзикла Бульвар Сансет

Честно говоря, не совсем понятно, почему “Сансет бульвар” иногда называют черной комедией. На мой взгляд, ничего смешного и никакого черного юмора здесь нет. Трагическая и жестокая история, каких на самом деле миллионы. Мало ли известно судеб актрис, попавших в Голливуд еще детьми, отдавших ему себя и выброшенных в итоге на свалку истории. Мало ли таких вот начинающих авторов и актеров, надеющихся, что судьба будет к ним благосклонна, и разочаровывающихся в жизни, узнав, что это не так. Заманчивый мир шоу-бизнеса может быть, и бывает, беспощадным, и об этом в первую очередь оригинальный фильм и мюзикл.

Лондонская премьера прошла с большим успехом. В постановке использовались фрагменты из фильма – например, чтобы показать погоню служащих из службы проката за Джо. Норма в исполнении Люпон очень напоминала Глорию Свансон. Были предприняты попытки несколько скрасить мрачное настроение фильма, но позже от них решили отказаться (в частности, это включало Норму, переодевшуюся Чарли Чаплином). Но основные усилия были направлены, конечно же, на Бродвей.

Перед Бродвеем шоу решили опробовать в Лос-Анджелесе. Место было хорошо еще и тем, что действие спектакля происходило там же. Но встали проблемы с выбором актрисы на главную роль. С одной стороны, Люпон, безусловно, справилась с ролью. Однако знаменитый бродвейский критик Фрэнк Рич (известный как бродвейский мясник) не упустил возможности и заявил, что Люпон в роли Нормы неубедительна (в принципе, нехарактерный для американца жест, поскольку известно, что для американского критика “американское” означает “отличное”, а Люпон была американской актрисой). К тому же, студия “Парамаунт”, которая вложила в постановку 6 млн. долларов (что составляло половину бюджета), желала видеть в главной роли киноактрису Гленн Клоуз (в частности, известную по роли Круэллы в фильме “101 далматинец”, а также по фильму “Опасные связи”). Выбор небезосновательный, учитывая, что у Гленн уже имелся театральный опыт и, что более важно, голос. Эндрю не был уверен, но после прослушиваний убедился, что Гленн подходит идеально. К счастью, с Люпон он сумел расстаться достаточно мирно: ей выплатили миллион долларов, и Эндрю послал ей цветы, но не извинение; в итоге актриса отзывалась о нем не иначе как о человеке “бесчувственном и с очень плохой кармой”. В лос-анжелесскую постановку была добавлена песня “Every Movie’s A Circus”, а сама постановка стала гораздо более мрачной в сравнении с лондонской. Премьера состоялась 9 декабря 1993 года в театре Шуберт, а вечеринка по случаю премьеры – в студиях “Парамаунт”, и среди гостей были Рональд Рейган с супругой. Лос-Анджелес был покорен спектаклем.

Гленн Клоуз должна была играть и в Нью-Йорке, где для спектакля уже был найден театр – Minskoff Theatre, и вновь встала проблема с исполнительницей роли в Лос-Анджелесе. Первоначально на роль утвердили актрису Фэй Данауэй, известную по фильмам “Бонни и Клайд” и “Чайнатаун”. Трудность заключалась в том, что Фэй не была поющей актрисой. Она начала брать уроки вокала, но дело продвигалось очень медленно, и было ясно, что они не успеют уложиться в сроки. Руководители постановки выпустили заявление, где подтвердили, что, к сожалению, мисс Данауэй не будет играть, как было объявлено вначале. Данауэй пришла в ярость, о чем объявляла во всеуслышание, а Эндрю в свою очередь опубликовал письмо, где заявил, что сделал это для ее же блага: мол, так он избавил ее от нелестных комментариев критиков, и она еще будет ему благодарна. Иными словами, это значило, что Фэй не умеет петь. Композитору можно поверить, но Фэй отреагировала подачей в суд, утверждая, что реальные мотивы для снятия ее с роли были финансового характера. В принципе, дело можно было легко выиграть, однако компания предпочла выплатить Фэй сумму около 2 млн. долларов, с тем, чтобы она отозвала иск и они избежали скандала.

Премьера в Нью-Йорке прошла весьма успешно, собрав немало восторженных отзывов критиков – вещь в принципе редкая для Эндрю. Гленн Клоуз была неподражаема. Однако и с ней Эндрю чуть было не поссорился по вине одного из своих служащих – слава богу, все удалось вовремя урегулировать. Билеты на спектакль были распроданы надолго вперед, однако приходящих сумм не хватало, чтобы перекрыть огромный бюджет постановки. К тому же, возможно, сюжет оказался слишком тяжелым для широкой публики, и спектакль имел хоть и большую, но все же ограниченную аудиторию. Компания, объявив первоначально, что “Сансет бульвар” станет вторым “Призраком оперы”, вскоре поняла, что несколько ошиблась в своем прогнозе. Проблема заключалась также и в том, что этот спектакль был предназначен в первую очередь для больших городов, мегаполисов: его нельзя было провезти стремительным туром по всей стране – практика весьма распространенная в музыкальном театре (тур все же был – и там Норму играла Бетти Букли – американская актриса, также игравшая Гризабеллу в “Кошках” на Бродвее – но его постигла неудача с финансовой точки зрения; он окупился только в Чикаго). На Бродвее спектакль окупил себя на 97%, но для Ллойда Уэббера это никак нельзя было считать удачей – особенно учитывая баснословно дорогую постановку. В Германии спектакль шел недолго, хотя и “Кошек”, и “Звездный экспресс”, и “Призрака оперы” немецкая публика приветствовала с большим воодушевлением. Впрочем, проблем в этом случае были опять-таки скорее финансового плана, поскольку Really Useful Group взялась сама продюсировать постановку, не зная и не учитывая реалий немецкого рынка. Что же касается самого шоу, то многие считают (и небезосновательно), что музыка и сюжет относятся к числу лучших у Эндрю. Да, конечно, это не детская постановка с веселыми кошками и поездами – как уже говорилось, спектакль рассчитан на достаточно ограниченную аудиторию, а с коммерческой точки зрения это, несомненно, серьезный минус.

Спектакль шел на Бродвее три с половиной года – что можно считать успехом для любого шоу, но не для постановки Ллойда Уэббера. Как раз в то время на Бродвее открылась “Мисс Сайгон” – знаменитый спектакль Шонберга и Бублиля, поставленный Камероном Макинтошем – и “Сансет Бульвар” начал проигрывать. Последней Нормой в Нью-Йорке стала Элейн Пейдж – прославленная британская театральная актриса, впервые сыгравшая Эвиту, Гризабеллу в “Кошках” и Флоренс в “Шахматах” (роль, кстати, была написана специально для нее). До этого она играла Норму в Лондоне в течение девяти месяцев, после чего ее сменила Петула Кларк, ставшая последней Нормой в Уэст-Энде, где спектакль закрылся 5 апреля 1997 года. И в Лондоне, и в Нью-Йорке спектакль закрылся на подъеме, при полных залах – что еще раз говорит в его пользу. К сожалению, иногда коммерческие вопросы выходят на первый план.

В 1994 году “Сансет бульвар” был записан в студии. Роль Нормы вновь исполнила Гленн Клоуз, за Джо пел Алан Кэмпбелл, а за Бетти – Джуди Кун, известная американская актриса (в частности, она исполняла роль Флоренс в “Шахматах” на Бродвее, а также роль Козетты в “Отверженных” – в том числе и в юбилейном концерте).

В 1996 году спектакль был поставлен в Мельбурне. Режиссером постановки вновь был Тревор Нанн. Роль Нормы исполнила Дебра Бирн, ранее также игравшая во многих мюзиклах Эндрю. Спектакль шел до 1997 года. Кроме того, спектакль был также поставлен в Торонто.

Скорее всего, постановки еще будут – на спектакле ни в коем случае нельзя ставить точку. В будущем планируется выпустить “Сансет бульвар” на видео – пока предполагалось, что Норму вновь сыграет Гленн Клоуз. Она же играла и на концерте, посвященном пятидесятилетию композитора, и те, кто видел его, могут сказать, что эта роль создана для нее. Разумеется, пока планы фильма остаются планами, но хочется надеяться, что когда-нибудь они воплотятся в жизнь, и история из жизни Голливуда получит продолжение.

 

 

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz