На главную
История создания
Сюжет
Концептуальный альбом
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

MBN

Главная Творчество Starlight Express

Starlight Express
(Звёздный Экспресс)

Двигатель любви

Эндрю Ллойд Уэббер любил не только кошек. Еще он любил паровозы. Еще в 1973 году композитору предложили написать музыку к мультипликационному сериалу по рассказам Уилберта Одри «Паровоз Томас» («Thomas the Tank Engine»), известные так же под названием «Способный маленький паровоз» («The Little Engine That Could»). Эндрю принял предложение и даже кое-что написал, но проект был заброшен. В 1977 Ллойд Уэббер решил записать две из сочиненных им композиции — «Двигатель любви» («Engine of Love») в исполнении «Эрла и Паровой Команды» (Earl and the Steam Team) и инструментальную композицию «Выпуская пар» («Steamin’»). Эрл Джордан был афро-американским соул-певцом, с которым Эндрю познакомился года за два до этого. Эрл потрясающе умел изображать голосом паровозный гудок из трех аккордов — это очаровало Эндрю. И позже стало символом «Зведного Экспресса».

Слова к «Двигателю любви» написал Питер Ривз (он играл Ведущего в одной из первых постановок «Иосифа и его удивительного разноцветного плаща снов».«Двигатель любви, возьми меня с собой, детка…» — поет женский хор, — «… я поеду с тобой, твой путь может стать моим», а Эрл Джордан доказывает, что «нет силы, подобной силе пара, это вам не машинное масло и не газолин, не ракетное топливо или электричество, хочешь почувствовать это, детка, прокатись со мной!». Текст насыщен множеством «чу-чу-чу», «у-у» и прочих паровозных фразеологизмов. К счастью, больше Ривз для Эндрю ничего не писал. Хотя, песня очень забавная, с хорошим негритянским звучанием.

ПаровозВ 1975 году одна телекомпания попросила Эндрю Ллойд Уэббера написать музыку к другому мультфильму — про Золушку. Этот проект также ни к чему не привел, но подал композитору новую идею. В 1982 году Ллойд Уэббер, приехав в Америку, отправился со своими детьми — дочерью Имоджен и сыном Николасом — на прогулку по восстановленной железной дороге Вэллей в южном Коннектикуте. Во время этой прогулки у него и возникла мысль соединить паровозную историю с историей про Золушку. Изначально это выглядело так: Золушка — бедный маленький паровозик, две ее злых сестры — дизель и электровоз, добрая фея — Полночный Экспресс. На разработку сюжета «Звездного Экспресса» повлияло важное политическое событие Великобритании — свадьба принца Чарльза и леди Дианы. Появилась идея отобразить чету как Прекрасного Принца и Прекрасную Принцессу, которые ищут загадочный серебряный локомотив, который в спешке потерял свою предохранительную решетку. Идея развития не получила.

Ричард СтилгоВ дальнейшем, сюжет был сильно изменен, но начало было положено. Для написания текстов был призван Ричард Стилгоу, который помогал адаптировать тексты Т. С. Элиота к «Кошкам». Он в то время одновременно выступал в кабаре и писал для детей. Никто не считал его достойной партией для Эндрю, но композитор настоятельно подчеркивал, что на плакатах его нового спектакля должно быть указано «Звездный Экспресс — новый мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера и Ричарда Стилгоу». Потрясяющая лояльность. Тем не менее, Стилгоу не было видно во время раскрутки нового шоу. Зато Ллойд Уэббер и Тревор Нанн со всем составом «Звездного Экспресса» радостно позировали прессе перед театром Аполло Виткория, рядом с которым, в качестве рекламной акции, разместили настоящий паравоз «Уильям Х. Остен».

Летом 1982 года на фестивале в Сидмонтоне состоялся показ написанного материала. Авторы предполагали, что их «Звездный Экспресс» может стать концертом для школ.

Тревор НаннСреди гостей фестиваля был Тревор Нанн, который ставил до этого тех же «Кошек» Эндрю Ллойда Уэббера. Нанну понравилась работа Ллойд Уэббера и Стилгоу, и он с радостью согласился стать режиссером нового мюзикла. Он отверг идею со школьным концертом, почувствовав в мюзикле потенциал настоящего шоу. Ему предстояло повторить свой удачный эксперимент в области музыкального театра — только теперь героями были не кошки, а локомотивы и вагоны. Сначала предполагалось, что актеры будут ездить по сцене в маленьких поездах, а в случае необходимости выбираться из них и вести себя подобно людям. Но Нанну пришла в голову более удачная идея — поставить актеров на ролики. Тогда сюжет мюзикла был изменен так, чтобы добавить захватывающие сцены гонок. Тревор Нанн настоял, чтобы в мюзикле больший акцент уделялся теме соревнования и чтобы музыкальный материал был более популярным.

Джон Напьер — художник-декоратор, также работавший с Ллойд Уэббером над «Кошками». Для того, чтобы создать железнодорожный мир, Напьеру потребовалось выпотрошить изнутри целый театр, выбранный специально для постановки «Звездного Экспресса» — Аполло Виктория (кстати, этот театр расположен неподалеку от одного из крупнейших железнодорожных вокзалов Лондона — вокзала Виктория).

МостНа перестройку театра было затрачен 1.400.000 фунтов стерлингов, тогда как весь бюджет спектакля составлял 2 миллиона фунтов (рекордная сумма для постановки мюзикла в то время). Декорации представляли собой несколько-ярусные гоночные дорожки (во время сцен гонок автоматически поднимались специальный прозрачные стенки, чтобы предотвратить возможность несчастного случая). Огромный мост (5,5 тонн) то повисал над сценой, то разводился. Одно из колец гоночной трассы проходило прямо по залу — и внутри этого кольца также были места для публики. Два других гоночных кольца опоясывали амфитеатр и балкон, так что все зрители были вовлечены в захватывающее представление. По бокам сцены висели огромные телеэкраны, который показывали, что происходит внутри туннелей во время гонок. Создание подобных декораций было навеяно Напьеру одним из мест, где проходил подбор актеров — это был полукруглый парк, где дети катались на роликах.

Освещение Дэвида Херси было также выполнено в фантастическом ключе.

Арлен ФиллипсВ качестве хореографа выступила Арлен Филлипс, которая к тому моменту успела себя зарекомендовать как руководитель известной танцевальной рок-группы «Горячие слухи» (Hot Gossip), в которой пела Сара Брайтман, которая тогда была невестой Эндрю Ллойда Уэббера. Филлипс уже работала с театральной хореографией, но, фактически, «Звездный Экспресс» стал ее большим театральным дебютом, который оказался очень удачным.

Следующим шагом было найти актеров, которые одновременно умеют и хорошо кататься на роликах, и хорошо петь. Это было не так-то легко. Непосредственная работа над постановкой началась весной 1983 с подбора актеров: он проходил в нескольких местах. Трудностей было множество. Многие из тех, кто умели просто хорошо кататься на роликах, не могли делать это в ритм, под музыку. Трудно было научиться сохранять дыхание для пения, одновременно выполняя сложную хореографическую композицию. В спектакле очень важно, чтобы каждый актер находился в определенный момент времени в конкретной точке на сцене: добиться этого было также весьма сложно. Весь первоначальный период актеров, отобранных для постановки, просто заставляли заниматься тяжелыми физическими тренировками, развивающими необходимые мышцы. Они также должны были заниматься вокалом. Кроме того, многие из них были новичками в подобного рода представлениях — их учили совмещать танец и пение, вслушиваться в ритм, контролировать дыхание, использовать маленькие и очень чувствительные радио-микрофоны, которые прятались, как правило, в парики, а блок питания их встраивался в костюм.

Команда создателей Звёздного экспресса и актёры

Именно с радио-микрофонами на премьере мюзикла возникла проблема. Словно в насмешку, в тот момент, когда Лон Саттон, актер, игравший роль Папаши-паровоза (Poppa) в финальной арии пропел строки «Приближаются страшные дни, когда энергии больше не будет…» («There are dark days ahead, when the power goes dead…») (это было вступлением к песне, которая будет прославлять неисчерпаемую энергию паровозов и преимущество парового двигателя перед электрическим и дизельным), его микрофон отключился, так как сигнал был перебит передвижной телестанцией Би-Би-Си (BBC), машина с которой была припаркована около театра. Допевать песню Саттону пришлось с обычным ручным микрофоном.

Эскиз костюмаПроблемы были и с самими костюмами: они были очень тяжелыми и неудобными. Кроме того, все актеры имели разную подготовку. Например, мужчины, исполнявшие роли локомотивов, в основном могли быстро кататься, но не умели танцевать. Женщины же, игравшие вагоны, были танцовщицами, но не могли быстро кататься. Репетиции шли каждый день, начинаясь с десяти утра и заканчиваясь не ранее чем в девять вечера. Актеры часто получали травмы разной степени тяжести — многие из них выбыли из спектакля, просто физически не имея возможности продолжать репетиции.

Была у Эндрю мысль дать своей новой супруге роль в «Звездном экспрессе». Сара Брайтман даже умела прилично кататься на роликах. Но в этом мюзикле не было по-настоящему больших ролей, которые композитор счел бы достойными своей сирены. Но не стоит переживать за Сару — ее ждали «Песня и танец», «Реквием» и конечно «Фантом Оперы». А состав «Звездного Экспресса» был вполне звездным.

Стефани Лоуренс и Рэй Шелл - сцена из спектакляНесмотря на то, что в спектакле нет больших ролей, в афише появились известные имена. На одну из основных партий — Перл или Жемчужины (Pearl) была приглашена Стефани Лоуренс, одна из первых исполнительниц роли Эвиты в Лондоне. Мюзикл создал новых звезд: Франсез Руффель, дебютировав в «Звездном Экспрессе» в роли Дайны (Dinah), спустя два года получила премию Тони за роль Эпонины в бродвейской постановке мюзикла «Отверженные».

Прославился так же и исполнитель главной роли Расти — Рэй Шелл, который позже будет вновь играть в этом спектакле — но уже роль Папаши, и так же исполнит песню «Свет в конце туннеля» на праздничном концерте, посвященном 50-летию Эндрю Ллойд Уэббера.

Прежде чем представить спектакль широкой публике, состоялось гала-превью, на котором присутствовала королева Великобритании Елизавета II с супругом, леди Диана и множество других почетных гостей. Композитор представил королевской чете свою юную супругу — Сару Брайтман, с которой они расписались за пять дней до этого мероприятия.

С Сарой на премьере27 марта 1984 года состоялась премьера «Звездного Экспресса» — одного из самых необычных шоу за всю историю мюзиклов. Интересно было также то, что на постановку была затрачена баснословная для музыкального театра того времени сумма — 2,25 млн. фунтов стерлингов.

Рекламным слоганом «Звездного Экспресса» стали слова «Самое быстрое шоу на свете». Так оно и было. Рекорд постановки по скорости был поставлен одним из исполнителей на репетиции: 65 км/час!

Критиков «Звездный Экспресс» не привел в восторг. Они отмечали потрясающие декорации и костюмы (и также сумму, которая была на них потрачена), интересную хореографию. Ключевая мысль практически всех статей была такова: зрелище настолько увлекает, что забываешь, что ты пришел сюда слушать музыку знаменитого Эндрю Ллойда Уэббера. В целом же вердикт критиков: «Звездный Экспресс — это Кошки-2, только значительно хуже».

«Звездный экспресс» композитор посвятил своим детям Имоджен и Николасу. Вообще, спектакль был задуман как музыкальное шоу для детей. Но критики не видели его таковым. Для каких детей это шоу? — спрашивали они, утверждая, что костюмы персонажей — вульгарны, а в текстах полно пикантных двусмысленностей в текстах. Например, Баффи (вагон-буффет) пела что-то вроде «я горячая, дешевая и быстрая…» («I’m hot and cheap and quick»), а Белл (спальный вагон) — «только зайдите в поезд и ложитесь со мной, а когда вы проснетесь — я приготовлю вам чай…» («Just climb aboard to lie with me/ and when you wake I’ll make you tea»). Название песни Электры «AC/DC», дословно переводящееся как «Постоянный и переменный ток» на сленге означает бисексуальность, которая подчеркивалась, кстати, и костюмом персонажа. А Дайна дает рассчет Электре на подобной основе: «Не думаю, что он может свистеть мне. У него нет соответствующего аппарата». Конечно, каждый понимает в меру своей испорченности.

Диск с записью оригинального составаАвторов мюзикла также обвиняли в пропаганде различного рода предрассудков. Все локомотивы в спектакле — мужчины, а пассажирские вагоны — женщины, что предполагает пассивную роль женщины, которая оскорбляет ее достоинство. В лондонской постановке к этому добавлялось так же то, что все паровозы играли чернокожие исполнители, так же как и бисексуального Электру: в этом критики усматривали намек на расизм.

На самом деле «Зведный экспресс» напоминает типичный американский молодежный сериал, вроде «Школы Деграсси» или «Беверли Хиллс». Герои мюзикла — подростки: парни, которые любят поиграть мускулами на публике, и девчонки, которые мечтают стать первыми красавицами колледжа. Хороший мальчки Расти, которому не хватает смелости, чтобы пригласить очаровательную блондинку из своего класса на выпускной бал. Но он обретает веру в себя и добивается всего. Что-то в этом роде. Типично американский сюжет.

Что касается музыки — она очередной раз доказывает способность Эндрю писать музыку в каких угодно стилях. Это были в основном пародии на американскую музыку: от блюза, кантри и госпела до рэпа, рок-н-ролла и Майкла Джексона. Были даже две прямые пародии на певцов. Гризболл — Элвис Пресли, и Электра — довольно скрытая пародия на Майкла Джексона. Пожалуй, это произведение Эндрю Ллойда Уэббера по музыке является самым легким и самым близким к так называемой поп-музыке.

Рева Райс в роли Перл15 марта 1987 года состоялась премьера мюзикла на Бродвее. Роль Перл исполнила Рева Райс (никак не связана с Тимом Райсом), которая позже сыграет в обновленном «Звездном Экспрессе». С расчетом на ее голосовой диапазон (у нее интересный низкий голос) была написана новая песня — «Выбрать сердцем» («Make Up My Heart»). Постановка снова побила все рекорды по дороговизне (8 миллионов долларов, из которых 2,5 миллиона были потрачены на декорации). К сожалению, это был единственный ее рекорд. Казалось бы — «Звездный экспресс» должен был стать родным для Америки — американская музыка, сюжет (теперь был не просто намек на Америку — в декорации были включены названия американских железнодорожных станций). Но критики были еще более строги. Фрэнк Рич использовал еще один шанс разнести в пух и прах новое произведение Эндрю Ллойд Уэббера. Спектакль получил единственную награду Тони — за костюмы (Джон Напьер) и закрылся 8 января 1989 года, после 761 представления. Это было бы рекордом для многих композиторов на Бродвее, но не для Эндрю Ллойда Уэббера. Судя по всему, дело было в том, что в мюзикле подавался идеализированный образ Америки, который отвечал представлениям англичан об этой стране. Но американцам это было неинтересно. Что касается музыкальных критиков — они сочли, что пародии Эндрю Ллойда Уэббера на американскую музыку очень неудачные и звучат слишком по-британски.

Несмотря на неудачу на Бродвее, спектакль был сыгран в Японии, Канаде, Австралии, Мексике. Долгое время существовала постановка «Звездного экспресса» на льду — т.е. на коньках вместо роликов — в Лас-Вегасе. В Германии мюзикл был поставлен в Бохуме в 1988 году — где и идет до сих пор.

При лондонской постановке «Звездного Экспресса» была открыта школа катания на роликах и вокала. В 1995 году в ней занималась Scary Spice — также известная как Мелани Би (Melanie B) — Мелани Браун из знаменитой группы «Spice Girls».

Диск с записью обновлённой версии Звёздного ЭкспрессаВ 1992 году композитор решает обновить «Звездный Экспресс», посвящая шоу своему сыну Элистеру, которому было тогда полгода. Немного поменялся порядок номеров и сюжет. Изменилась режиссура, хореография, освещение, дизайн декораций (творческая команда была та же). Были убраны два персонажа — Белл и СиБи — соответственно, вырезаны и их песни. Зато у Компонентов Электры появились имена и профессии, а также маленький номер перед появлением Электры, в котором они представлялись публике. Немного поменялся порядок номеров — например, представление публике поездов из разных стран было перенесено в самое начало шоу, и их имена были несколько изменены. «Он свистнул мне» было так же сдвинуто к началу, в песне изменен был текст, аранжировка и название «Он свистнет мне» («He’ll Whsitle at Me»). Из танцевального номера песня превратилась в балладу, что, впрочем, больше подходило голосу Ревы Райс, исполнившей новую Перл.

«Называйте меня ржавым», «Нет возврата» также были сильно сокращены и видоизменены. Номер «Ты перегружен» стал называться «Кодой товарного поезда» («Coda of Freight»), а «Я — Звездный Экспресс» — «Звездный эпизод» («Starlight Sequence»). Расти получил новую песню «Сумасшедший» («Crazy»), в которой он пытался доказать окружающим, что он на многое способен, за что все и считали его сумасшедшим. Перл больше не пела «Только он», зато, выбирая между Расти и Электрой, пела новую песню «Выбрать сердцем» («Make Up My Heart»). Вместо «Только ты» появился новый красивый дуэт «Когда ты снова влюбишься» («Next Time You Fall in Love»). Текст к этой песне написал один из постоянных соавторов Эндрю Ллойда Уэббера, знаменитый английский либреттист, известный тем, что он, помимо всего прочего, написал тексты к нескольким песням из фильмов про Джеймса Бонда, Дон Блэк. «Next Time You Fall in Love» было записано синглом — дуэт Ревы Райс и Грега Эллиса.

Музыка к «Next Time You Fall in Love» была частично позаимствована композитором из его забытого произведения — мини-мюзикла «Крикет»(«Сricket»), где песня называлась «Королевский спорт» («Sport of Kings»). Этот мюзикл был написан Эндрю Ллойдом Уэббером вновь в соавторстве с Тимом Райсом (их последняя совместная работа, если не считать песни, написанной к фильму «Эвита») по просьбе английского принца Эдварда к шестидяситилетию Королевы Великобритании. Крикет был любимым видом спорта Тима Райса. Премьера состоялась 18 июня 1986 года в Виндзорском замке. В театре для широкой публики мюзикл никогда не был поставлен, поэтому композитор позаимствовал оттуда многие свои мелодии для других произведений.

Так же Эндрю Ллойд Уэббер обновил «Рэп» и добавил в конце «Звездный Экспресс Megamix»: так сказать, сборник из кусков основных номеров мюзикла для разогрева публики. Расти в новой постановке играл Грег Эллис, Папашу — Лон Саттон (он же играл его и в первой постановке), а Электру — любимец публики Джон Партридж, сыгравший Рам-Там-Таггера в видео-версии «Кошек».

Спустя некоторое время, Эндрю Ллойд Уэббер вновь захотел обновить «Звездный Экспресс» и предложил сотрудничество по модернизации мюзикла Бену Элтону, известному британскому писателю-комедиографу, но тот отказался. Вместо этого они написали вместе мюзикл «Прекрасная игра»(«The Beautiful Game»).

В середине мая 2001 года постановка «Звездного Экспресса» в Лондоне была «обновлена». Театр Аполло Виктория был модернизирован: от новых кресел в зрительном зале до новых компьютеров, звуковых систем, использующихся в спектакле. Так же было полностью изменено световое оформление и добавлены новые видеокамеры в туннелях, где проходят гонки. Композитор говорил, что хочет добавить новомодного «хип-хоп звучания» в мюзикл, чтобы привлечь молодежь. Это отразилось в новых аранжировках песен «AC/DC», «Гонка», «Финал» и «Блюз Папаши» (в последней, правда, нет никакого хип-хоп звучания, скорее наоборот — сделана более медленная аранжировка песни, теперь действительно напоминающая классический блюз).

Эндрю в окружении артистов мюзикла Звёздный экспрессCуществует несколько аудио-записей «Звездного Экспресса». Полная запись первого актерского состава («Starlight Express»: Original Cast Recording«) была сделана в 1984 году — частично вживую — в течение трех спектаклей в апреле, и частично в студии. На двух виниловых пластинках, а затем на двух компакт-дисках, содержатся почти все песни из первого варианта мюзикла, кроме некоторых перепевок и номера «Ты перегружен» («You’re Overloaded»). Также вышли синглы баллады «Только он» («Only He») в исполнении Стефани Лоуренс, дуэта Рэя Шелла и Лона Саттона «Я — Звездный Экспресс» («I Am the Starlight») и «AC/DC» в исполнении Джеффри Дэниэла. После изменений 1992 года был записан новый диск «Новый Звездный Экспресс». Он был создан в 1993 году, был записан в студии и не является полной записью спектакля. В основном в него были включены те номера, которых не было на первой записи, и самые основные песни. Существует также концептуальный альбом, выпущенный после бродвейской премьеры спектакля — в него, кроме всего прочего включен «Двигатель любви» — прародитель «Звездного Экспресса». Также есть аудиозаписи немецкой и японской постановок.

«Звездный Экспресс» стал вторым самым долгоиграющим мюзиклом в истории британского театра после «Кошек» того же Эндрю Ллойда Уэббера. 9 января 2001 года состоялось праздничное представление: мюзикл был сыгран 7000 раз.

По последним подсчетам Really Useful Group, «Звездный Экспресс» за все время его существования посмотрели не менее 16 миллионов человек, и он принес доход в 352 млн. фунтов стерлингов. В одном только Лондоне шоу посмотрело более 7 млн. человек. Критики не оценили шоу. Сам Эндрю Ллойд Уэббер, не очень удовлетворенный постановкой, сказал, что прелесть первоначальной задумки была частично утрачена в окончательной постановке. Тем не менее, еще недавно казалось, что ничто не может встать на пути «Звездного Экспресса». У шоу много поклонников, причем некоторые из них видели его по несколько сотен раз (хотя билеты на него далеко не дешевы — в Лондоне они стоят где-то от 10 до 30 фунтов стерлингов). В лондонском метро одними из самых распроcтраненных плакатов являлись рекламные постеры «Звездного Экспресса».

Звёздный экспресс - постерДо недавнего времени казалось, что «Звездный Экспресс» обосновался в Лондоне также надолго как и «Кошки» — «отныне и навсегда». Однако 12 января 2002 года состоялось его последнее представление. Правда, как утверждают создатели, мюзикл закрылся только для того, чтобы обрести новую жизнь: планируется турне, мультипликационный сериал по его мотивам, видеофильм и, возможно, новая стационарная постановка.

Композитор говорит о том, что он хотел бы, чтобы этот мюзикл был поставлен в специально построенном для него здании (как это было при постановке «Звездного экспресса» в Германии), и надеется, что после закрытия его в театре Аполло Виктория эта мечта сможет осуществиться. Так же компания Really Useful планирует снять видео «Звездного Экспресса» для домашнего просмотра (так уже были сняты мюзиклы Ллойда Уэббера «Кошки» («Cats»), «Иосиф и его удивительные разноцветные одежды» («Joseph and his Amazing Technicolor Dreamcoat», «Дживс» («By Jeeves»)).

Как бы то ни было, «самое быстрое шоу в мире» по-прежнему остается необычным, оригинальным зрелищем, достойным плодом трудов талантливых деятелей современного музыкального театра.

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz