На главную
История создания
Описание частей
Реквием в Московской консерватории: рецензия
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

Главная Творчество Requiem Описание частей

Requiem
(Реквием)

Исполнители Реквиема Как музыкальная форма реквием существует где-то примерно с конца 10-ого века, а окончательно канонический порядок музыкальных частей утвердился в 14-ом веке, и с тех пор менять что-либо в заведённом порядке не принято, хотя, конечно, со временем реквием развивался – в основном, в сторону большей концертности и многохорности. Но правила жанра очень строги – для каждой части существует определённая установленная форма, которую необходимо соблюдать.

Самыми знаменитыми из, если так можно выразиться, предшественников Ллойда Уэббера в области написания реквиема, пожалуй, являются Моцарт и Верди. Но и многие другие классические композиторы считали своим долгом попробовать силы в этом нелёгком деле.

Итак, “Реквием” Эндрю, как и следует, отвечает канонической форме (недаром композитор получал серьёзное музыкальное образование), и открывается интроитом (от латинского – “вступление, начало”), состоящим из частей Requiem Aeternam (Вечный покой) и Kyrie (Господи) – “Даруй им вечный покой, Господи”, исполняемых двумя мальчиками, сопрано, тенором и хором. Тихая, спокойная музыка сменяется медленным нагнетанием – краски сгущаются, мелодия “темнеет”, и наконец, наступает прорыв. Звуки труб знаменуют собой переход к следующей части: Dies Irae – “День гнева” (эту часть начали включать в реквием только с 14 века) - драматическая кульминация реквиема, повествующая о дне Страшного Суда и всяческих ужасах, ожидающих грешников. День гнева – это буря, динамичная, эмоциональная, экспрессивная, яростная музыка, обрушивающаяся как шквал. Часть Rex Tremendae (Великий (грозный) Царь) – молитва, в которой молящийся просит Христа о спасении – исполняется дискантом. Тему подхватывает сопрано – “не отвергай меня, Господи, даруй мне прощение” - в возвышенной части Recordare (Помни).

Далее следует Ingemisco (“Я вздыхаю, обречённый, даруй мне надежду, Господи”), исполняемая тенором – задумчивая, спокойная, размеренная музыка, и Lacrymosa (Плач), жалобный плач, в котором к тенору присоединяется сопрано – “Это будет день плача, когда восстанут грешники, дабы судили их”. В центральной части Плача – неожиданная смена настроения: бурный, яростный марш, а затем вновь всё стихает и переходит в грустный плач. В конце части – неожиданно раскрывается нижний диапазон голоса Сары – глубокие, грудные звуки завершают “Лакримозу”.

В следующей части - Offertorium (Приношение) - солирует сопрано. Настроения сменяют друг друга – взлёты и падения, грозные, гневные звуки перетекают в затишья, торжественно-скорбные громкие аккорды сменяются моментами раздумий и грусти.

Hosanna (Славься) - светлый торжественный гимн, исполняемый тенором, радостная часть реквиема с достаточно простой, повторяющейся мелодией, но в то же время в полной мере демонстрирующая гениальную способность Эндрю писать многоголосие (воспринимается как облегчение после мрачных, тёмных, яростных предыдущих частей) – настоящий гимн Жизни на фоне гимна Смерти. Осанна сменяется репризой “Дня гнева”, переходящей затем в Pie Jesu, исполняемую сопрано и дискантом (“О милосердный Иисус, искупивший грехи мира, даруй им покой”). Эта трогательная, нежная, мелодичная ария стала самой известной частью “Реквиема”. (Сара Брайтман до сих пор обожает вставлять её в свои концерты – хотя надо заметить, что сейчас, когда она взяла новую манеру пения, эта песня уже не звучит так, как она звучала в оригинале – нет той божественной парящей лёгкости, что очень обидно... ).

Кадр из клипа

Завершающая часть соединяет в себе сразу две части классического реквиема – коммунио (Причастие) – Lux aeterna (Вечный свет) и респонсорий (Ответ) – Libera me (Освободи меня). В конце мы слышим репризу первой части. Буря успокаивается, шквал постепенно стихает, мелодия становится еле слышной и наконец окончательно тает в воздухе. Последний, совершенно неожиданный удар грома, всё исчезает и наступает тишина – и ошеломлённый, оглушённый и потрясённый, ты сначала даже не понимаешь, что это – конец...

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz