|
|
Главная Творчество Variations
|
Variations (Вариации) |
|
Когда Эндрю ещё учился в школе, у его матери появился новый ученик. Мать Эндрю вообще любила находить талантливых детей и помогать им “выбиться в люди”. Во всяком случае, как считает сам Эндрю, чужими детьми она любила заниматься гораздо больше чем своими собственными сыновьями. Её новым учеником был Джон Лилл – ныне очень известный пианист, да и тогда уже подающий большие надежды молодой человек. Джин Ллойд Уэббер считала его юным гением и всячески пыталась помочь ему развить его природные дарования. Семья Джона Лилла жила в Лейтоне – одном из самых бедных районов лондонского Ист-Энда. Еженедельные поездки в Лейтон стали неизменной частью жизни семьи Ллойдов Уэбберов – Джин всегда брала с собой Эндрю и Джулиана, когда ехала в гости к Лиллам. Из-за этих визитов братья Ллойд Уэбберы неожиданно для себя увлеклись футбольной командой Лейтон Ориент. Неожиданно – потому что до этого парней мало интересовал спорт вообще и футбол в частности. Но теперь они стали настоящими фанатами – все трое (к ним присоединился и Лилл) не пропускали ни одного матча, знали всех игроков и как истинные англичане (англичане, как известно, считаются самыми сумасшедшими и дикими футбольными фанатами в мире) проводили огромное количество времени, стоя на трибунах и вопя во весь голос. Лейтон Ориент, правда, была не совсем Манчестер Юнайтед – да и вообще говоря, являлась и остаётся весьма слабой командой. Но мальчиков это не смущало. Братья Ллойд Уэбберы остаются верными поклонниками Лейтон Ориент и по сей день.
Именно команде Лейтон Ориент мир обязан появлению на свет “Вариаций”. В сезоне 1976-77гг. футболисты Ориента играли как всегда плохо, и им грозило изгнание из Второй Лиги. Для того чтобы этого не случилось, команде требовалось сыграть хотя бы вничью в финальном матче сезона против команды Хал Сити. Эндрю был уверен, что эта задача им не под силу, но Джулиан не утерял веру в своих кумиров – и братья заключили пари. Младший уже давно упрашивал старшего написать что-нибудь для виолончели, так как считал, что тот со своим уникальным талантом сможет подать этот инструмент в новом, интересном свете. Но Эндрю не спешил выполнять просьбу брата – он был занят работой над другими своими проектами и к тому же не верил, что из сочетания виолончели с рок-оркестром выйдет что-нибудь путное. Пари заключалось в том, что в случае победы Ориента в финальном матче или окончания игры вничью, Эндрю обязался наконец выполнить своё обещание и написать-таки для брата то, что он просил.
Матч проходил очень напряжённо – были моменты, когда казалось, что уже ничто не спасет несчастную команду. Но – каким-то чудом игра закончилась со счётом 1:1 – Эндрю проиграл своё пари и тут же засел за работу.
Он выбрал своим предметом вариации на тему Каприса ля минор для скрипки соло (Опус 1, №24) Николо Паганини. Идея использовать именно эту тему не была оригинальной – вариации на ту же тему писали многие композиторы до Эндрю (В том числе Брамс, Рахманинов (1953 г.), Уинфред Атвелл(1954г.) и Джордж Талбен Болл (1962 г.)). Оригинальной была идея соединить в Вариациях возможности виолончели и рок-оркестра. Когда Эндрю начал работать над своим новым произведением, Джулиан был в очередном турне, поэтому все переговоры велись по телефону. Но когда виолончелист вернулся домой, “Вариации” были закончены, и они, по признанию самого Джулиана, превзошли все его ожидания. “Лучшее произведение для виолончели со времён Бриттена!” – выразил брату своё восхищение младший Ллойд Уэббер после того, как ознакомился с партитурой. Эндрю часто слушал, как практикуется в игре на виолончели его брат, и очень хорошо разбирался в возможностях этого инструмента – так что Джулиану даже не пришлось вносить никаких поправок в сочинение брата. Зато Эндрю поначалу вносил много поправок в игру своего младшего. Джулиан характеризует Эндрю, как очень строгого критика: “… и что делает его критику вдвойне раздражающей, так это то, что практически всегда он оказывается прав!”.
Перед тем как записывать альбом, братья решили сначала испробовать “Вариации” на втором сидмонтонском фестивале. Правда, фестиваль чуть было не обернулся большим скандалом и разрывом между братьями. В первой части концерта Джулиан должен был исполнять сонаты вместе со своим постоянным пианистом Иткиным Сеовом. Но за день до концерта пианист выступал в Белфасте и из-за проблем с самолётом не успел вовремя вернуться, чтобы успеть к своему выступлению в Сидмонтоне. Пока он тщетно пытался найти в Лондоне такси, в Сидмонтоне уже успели два раза подряд сыграть “Вариации” – чтобы публика не заскучала. Публика, впрочем, не скучала – “Вариации” имели огромный успех. Зато хозяин фестиваля был в ярости – мало того, что у него и так все нервы уже издёрганы, так этот пианист ещё смеет опаздывать! В итоге, когда несчастный, замученный перелётами и дорогами Сеов всё-таки прибыл в Сидмонтон, его встретила Бидди Хэйворд – личный ассистент Эндрю – и сказала, что разгневанный композитор не желает его видеть и велит ему убираться. Прибежавший на шум Джулиан поспешил извиниться за поведение брата, после чего заявил Эндрю, что больше не желает иметь ничего общего с его проектом, и устремился наверх собирать свои вещи, дабы покинуть поместье немедленно. Только стараниями Селии – жены Джулиана – мир между братьями удалось восстановить.
В январе 1978-ого “Вариации” были исполнены на телевидении – в популярном лондонском шоу South Bank Show (и, кстати, после этого стали основной музыкальной темой этого шоу), а спустя некоторое время были записаны MCA. На запись собралась потрясающая группа музыкантов – Гари Мур (гитара), Род Аржент (клавишные), Барбара Томпсон (саксофон) и многие другие. Барабанщик Джон Хайзмен, лидер джаз-рок группы Colosseum II, признаётся, что до неожиданного звонка Эндрю Ллойда Уэббера, который попросил его собрать свою группу и помочь ему в записи его новой вещи, он ничего не слышал ни о самом композиторе, ни о его “Христе” или “Эвите”. Но после часа, проведённого в гостях у Эндрю, во время которого тот исполнял для Джона свои “Вариации”, Хайзмен понял, что такой шанс упускать нельзя – он был потрясён и очарован. 24 вариации (среди которых была и получившая новое звучание бывшая заглавная песня мюзикла “The Likes of us”) давали всем шести солистам-виртуозам потрясающую возможность выразить себя. “Никого из них нельзя было заменить”, - как скажет чуть позже Эндрю. Музыка, как это всегда бывает у Ллойда Уэббера, сочетала в себе несочетаемое – здесь можно было услышать и отголоски любимого Эндрю рок-н-ролла, и чистую классику, и джазовые импровизации на саксофоне, а в одной из вариаций в качестве аккомпанемента к виолончели весь оркестр просто хлопает в ладоши. На альбоме можно услышать и самого Эндрю – он играет на синтезаторе. Синтезаторы как раз только появились, и композитор очень увлёкся новым инструментом, дающим ему новые возможности.
Альбом, посвящённый, кстати, дочери Эндрю Имоджен, поступил в продажу, и уже на следующий же день счастливый Джулиан звонил брату, дабы сообщить ему радостную новость – “Вариации” сразу же оказались на восьмом месте в чартах. Через некоторое время они поднялись до второго места и держались там очень долго, но “скинуть” группу ABBA с первого места им так и не удалось. Тем не менее, пластинка распродавалась гораздо быстрее всех предыдущих пластинок Эндрю к большому удивлению братьев Ллойдов Уэбберов, изначально не рассматривавших проект как коммерческий. Кроме того, “Вариации” были признаны “одним из лучших поствоенных британских сочинений”.
Джулиан рассказывает, что когда готовилась передача This is your life (“Это твоя жизнь” - популярное британское шоу), посвящённая Эндрю (который тогда об этом ещё ничего не знал – своих “жертв” авторы передачи обычно застают врасплох), его попросили сыграть отрывок из “Вариаций”. По замыслу режиссёра, он должен был сидеть с виолончелью в футбольных воротах, а игрок команды Ориент в качестве шутки должен был забивать в эти ворота мяч. Джулиан, всегда очень трепетно относящийся к своему инструменту, безумно боялся, что виолончель повредят. Но его страхи оказались напрасными – в ответственный момент футболист в лучших традициях своей команды не попал не только в виолончель, но и в сами ворота…
Специально изготовленный золотой диск “Вариаций” Джулиан преподнёс в подарок своей любимой Лейтон Ориент. “Самый счастливый момент в моей жизни!” - признаётся знаменитый виолончелист в своей автобиографии.
…На концерте в честь 50-летия своего старшего брата Джулиан исполнил несколько номеров из “Вариаций”. Несмотря на то, что по замыслу дизайнера концерта, все участники должны были быть одеты в черно-белую гамму, виолончелист выступал в красной футбольной майке. Напоминание о том, кому мы обязаны появлением на свет очередного произведения Эндрю Ллойда Уэббера!
|
|