На главную
История создания
Сюжет
Перевод
Экранизация: наша рецензия
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

MBN

Главная Творчество Phantom of the Opera

Phantom of the Opera
(Призрак оперы)

Та самая люстра

Спектакль открывается аукционом в Парижской Опере, спустя полвека после происходивших в ней загадочных событий – и на аукционе распродаются вещи тех времен. Один из главных покупателей – Рауль де Шаньи, уже в кресле-каталке, но, как сообщается нам в либретто, «все с тем же молодым блеском в глазах». Среди прочего, продают старую люстру, непосредственно участвовавшую в тех самых событиях. Участникам предлагается отпугнуть Призрака оперы небольшой иллюминацией, далее следует яркая вспышка, и начинается Увертюра.

Сцена из ГаннибалаЗрителей переносят на 50 лет назад, в Парижскую Оперу, где идет репетиция новой постановки «Ганнибал», и одновременно актерам представляют новых директоров оперы – мсье Андре и Фирмайна. Все взаимно расшаркиваются, бывшие директора исчезают, новые знакомятся с примадонной Карлоттой, которой тут же предоставляется возможность продемонстрировать ужасный характер. На нее валится кусок декорации, и она в возмущении покидает сцену. Кому-то, однако, все же надо заканчивать партию, и на сцене появляется главная героиня – Кристина Даэ, девушка из балета. Мадам Жири, балетмейстерша, тем не менее уверена, что именно Кристина сможет наилучшим образом исполнить роль. Ее предположение оказывается верным, и в день премьеры Кристина заменяет разобидевшуюся Карлотту – чего публика, судя по всему, не заметила – а если заметила, то одобрила. На премьере присутствует Рауль – друг ее детских лет, не видевший ее уже очень давно, а тут вдруг увидевший и оценивший. Он решает пройти к ней после спектакля, чтобы оживить знакомство.

Кристина и Призрак уходят через зеркалоВпрочем, Кристине не до него, да и вообще не до кого. Она говорит своей подружке Мег Жири, что ее ждет ангел музыки, которого, умирая, обещал ей прислать отец – и этот ангел одновременно и пугает ее, и приводит в восторг. Именно он научил ее петь, но ни разу не показывался, и она просит его прийти (“Angel of Music”). Вместо Ангела, однако, приходит Рауль, напоминая ей светлые дни детства (“Little Lottie”). Кристина очень рада его видеть, однако все ее мысли по-прежнему об ангеле. Рауль, не желая этого замечать, ненадолго покидает ее, и зрители впервые слышат голос Призрака Оперы. Тот, понятное дело, недоволен неожиданным появлением Рауля, о чем и сообщает (“Insolent boy…”). Кристина просит его наконец появиться, и бедняга соглашается. Перед Кристиной открывается зеркало, и по зеркальной дорожке она покидает гримерную. Рауль, вернувшись, слышит, кроме голоса Кристины, еще и мужской, собирается ворваться и учинить сцену ревности, но, распахнув дверь, видит, что внутри никого нет. Вот и понимай как хочешь…

Кристина и Призрак плывут по подземному озеруЗвучит центральная ария мюзикла: “The Phantom of the Opera”, прославленная, перепетая и переингранная миллионы раз. Кристина и Призрак плывут на лодке по подземному озеру – самая красивая сцена в спектакле. Призрак привозит Кристину в свой дом в подвалах Оперы и поет ей (“Music of the Night”, вторая самая знаменитая песня из спектакля), прося ее остаться с ним навсегда. Песня действует как гипноз, и Кристина засыпает. Проснувшись, она пытается вспомнить, что с ней произошло (“I Remember, There Was Mist…”), видит неподалеку Призрака, сосредоточенно играющего на органе и время от времени что-то записывающего, незаметно подходит к нему и срывает с него полумаску (ох уж, женщины – ну неужели трудно догадаться, что если маска надевается, значит это зачем-нибудь нужно?..) Как нетрудно догадаться, ничего хорошего она под маской не видит, потому что отшатывается. Призрак, поняв, что за таинственного красавца его уже не примут (хотя и при маске трудно было), приходит в ярость (“Damn You…”). Он кричит Кристине, что теперь он не отпустит ее наверх, что ее судьба – навеки быть с ним (“Stranger Than You Dreamt It…”). Позже, чуть успокоившись, он все же решает отпустить ее, взяв с нее обещание, что она вернется (на самом деле, так было у Леру. В спектакле мы этого не видим – но допустим, что пообещала, ладно уж).

Призрак и Кристина - возвращение украденной маскиНаверху в это время тоже весело. Джозеф Букэ, рабочий сцены, развлекает общественность в лице девочек из балета живописанием мсье Призрака Оперы, его импозантной внешности, а также ужасной Панджабской удавки, которой он душит своих жертв. Мадам Жири советует Букэ попридержать язычок, но уже поздно. Как бы сказали в фильме Тарантино, Букэ поставили на счетчик.

Чтение записок от ПризракаУ новоиспеченных директоров свои проблемы. Критики заметили-таки отсутствие примадонны, но это бы еще полбеды – теперь исчезла и Кристина, и играть некому, а все билеты на представление проданы, и что делать вечером – непонятно (“Notes” – замечательный комический дуэт). Корыстный Фирмайн утешает Андре, что зато, мол, какие сборы, но ситуация в целом остается напряженной. В это время в почте они обнаруживают два одинаковых письма, адресованных им. Андре сообщается, что в целом вечер был отличным, вот только балет надо бы подтянуть. Фирмайну же, как специалисту в делах денежных, указывается, что они задолжали зарплату, и неплохо бы ее выплатить. В конце стоит одинаковая подпись: П.О. Через минуту адресатов озаряет: Призрак оперы! Они уже и раньше, конечно, слышали эту байку, но чтобы шутка заходила так далеко… От обсуждения возмутительного поведения шутников их отрывает Рауль: он прибежал узнать, куда подевалась Кристина. Ему прислали письмо, и он решил, что это сделали не кто иные, как директора. В письме сообщалось, что Кристину взял под свое крыло ангел музыки (не ангелы же – так при чем тут директора?), и что не следует пытаться разыскать ее. Почти следом влетает Карлотта. И без того обиженной даме также прислали письмо, и она было решила, что это сделали – кто бы вы думали - конечно, директора, непонятно, правда, зачем. Выяснив недоразумение, письмо читают. Там говорится, что в предстоящем спектакле “Il Muto” роль, предназначенную Карлотте (что, кстати, свидетельствует о том, что с Карлоттой как-то помирились, и что она должна была вернуться), исполнит Кристина Даэ, а Карлотте лучше не пытаться помешать этому. В общем, если Призрак (а именно его подпись стоит на всех письмах) хотел испортить Кристине жизнь до такой степени, что ей и подвал раем покажется, то лучше ничего он придумать не мог. Карлотта, естественно, решила (и, в общем-то, понятно, почему), что письма посылала или сама Кристина, или «виконт – ее любовник». Директора склонялись к тому же, не смотря на отчаянные попытки Рауля их разубедить. Что подумал Рауль, неизвестно, но скорее всего, ничего хорошего. Поэтому, когда пришла мадам Жири с заявлением, что Кристина вернулась, господа директора отреагировали не больно-то мягко. Кроме того, она принесла письмо от Призрака. В письме, в общем-то, не говорится ничего нового, разве что конкретизируется роль Карлотты: она должна исполнить роль Кристины в Il Muto, а именно – роль пажа. Ну и, конечно, напоминание о нехороших последствиях в случае неповиновения. А дальше начинается какофония.

Карлотта изводит директоров оперыКарлотта, решив, что сейчас ее вполне могут потеснить с позиций примадонны, зкатывает грандиозный скандал. Рауль желает немедленно посетить Кристину. Мадам Жири умоляет прислушаться к «рекомендациям» Призрака, или произойдет что-то ужасное. Мег Жири, которая тоже почему-то оказывается в кабинете, присоединяется к матери. А директора, прекрасно понимая, чем чревато отсутствие примы, чуть не на коленях умоляют ее остаться, а «в сторону» клянут ее капризы на чем свет стоит. И все это происходит одновремено! В общем, разобраться в сцене “Primadonna” можно или вооружившись «поллитрой», или либретто – а лучше, всем вместе.

Как бы то ни было, в итоге все решают (а точнее, директора решают), что исполнять главную роль будет Карлотта, ну а Кристине достается молчаливая роль пажа. Призрак, незримо присутствующий на сцене, тоже не остается в стороне и обещает сдержать слово и устроить свое представление.

Вечер представления Il Muto настает, и Рауль решает занять место в пятой ложе. В ответ на упоминание директоров о том, что это, по слухам, ложа Призрака, Рауль заявляет, что свободных мест, мол, все равно нет. Милая отговорка, ну да ладно. Начинается представление. Как и было обещано, Карлотта исполняет роль графини (непонятно, правда, где там шарм и обаяние, требуемое, по мнению Призрака), а Кристина, соответственно – роль пажа, любовника графини, и по роли вынуждена молчать. Призрак, несомненно, уязвленный таким отсутствием внимания к нему и его протеже, появляется на сцене в виде огромной тени, пугая балерин. Кристина вскрикивает, что, мол, это Призрак, а Карлотта шипит на нее, приказывая замолчать: «У тебя молчащая роль, ты, маленькая жаба». Лучше бы она, понятное дело, этого не говорила. Призрак, зацепившись за эту идею, говорит, что жаба – это Карлотта. Что и подтверждается при следующем пассаже: примадонна вместо ноты разражается кваканьем. Она пытается начать снова, но петь не получается. Майкл Кроуфорд в роли ПризракаВсе в шоке, Призрак же восклицает: «Берегитесь, от ее пения может и люстра упасть!» (Не обольщайтесь, впрочем, люстра упадет позже, хотя в этот момент она действительно угрожающе раскачивается). Карлотту быстро уводят за кулисы, а директора, поняв, что с Призраком лучше не спорить, сообщают, что представление продолжится через несколько минут, а роль графини будет исполнять мадмуазель Кристина Даэ. Начинается выступление балета, и все, вроде бы, должно пойти как по маслу. Но Призрак уже разошелся, и одной Кристины в главной роли ему уже явно мало. Нет, не люстра будет главным событием вечера. И даже не квакающая прима, что само по себе тоже интересно. Под угрожающую музыку из-за занавеса вываливается наш старый знакомый Букэ – повешенный. Общая паника. Директора пытаются успокоить публику, сообщая, что это всего лишь несчастный случай, и вообще беспокоиться не о чем (ну действительно – повесился рабочий сцены, с кем не бывает! Люди какие-то нервные пошли…), но их увещевания не действуют. Рауль выбегает на сцену, к Кристине, а она тащит его на крышу. Кристина с РаулемПоступок, на первый взгляд, нелогичный – но только на первый взгляд. Кристина, догадавшаяся, чьи это развлечения, считает, что до крыши Призрак не доберется (ой, ошибочное рассуждение!..). Там, на крыше, Кристина рассказывает Раулю о Призраке, а он, не желая прямо говорить, что все это чистой воды бред (хотя очень заметно, что он это подразумевает), старается успокоить ее. Мало-помалу это выливается в один из самых известных в музыкальном театре любовных дуэтов. «All I ask of you» исполняли многие, в том числе и Клифф Ричард вместе с той же Сарой Брайтман. Ничего принципиально интересного в дуэте не содержится, но песня красивая. Дуэт завершается поцелуем, и это видит Призрак, который присоседился там же, на крыше, за ангелом. Нетрудно догадаться о его чувствах. Он понимает, что Кристина предала его, и в ярости с демоническим хохотом обрушивает-таки знаменитую люстру вниз. До зрителей она не долетает, но впечатление незабываемое (ну почти как одиозный бомбардировщик…) Занавес.

Второй акт открывается увертюрой, в которой звучат мелодии из «Angel of Music», «Music of the Night» и «All I ask of You» - казалось бы, мелодии не трагические. Однако в конце снова раздаются зловещие аккорды центральной темы…

Проходит полгода. Призрак не появлялся, и все о нем благополучно забыли – во всяком случае, перестали опасаться. Второй акт открывается сценой маскарада («Masquerade») (потрясающая работа дизайнера Марии Бьорнсон). Среди прочих присутствуют: г-да директора, Карлотта с Пианджи, м-м Жири с Мег и Кристина с Раулем. У Кристины на шее на цепочке – кольцо Рауля: они тайно обручились, хотя влюбленный виконт и хотел публично объявить о помолвке. Но Кристина все еще опасается мести Призрака. Остальная же компания бурно радуется наступающему новому году и успеху вечера, а над Призраком даже позволяют себе подшучивать. Зря они это… Маскарад продолжается, и все кружатся в свистопляске масок.

Призрак в костюме Красной СмертиНеожиданно музыка обрывается, и звучат аккорды центральной темы: Призрак в костюме Красной Смерти тоже явился на бал. Он язвительно осведомляется, не скучало ли о нем благородное собрание, и сообщает, что написал оперу «Дон Жуан триумфатор» и желает, чтобы она была поставлена в этом театре. А буде у кого возникнет желание спорить, так на свете есть вещи и похуже, чем рухнувшая люстра. Затем он подходит к Кристине и срывает с ее шеи цепочку с кольцом, со словами: «Твои цепи все еще в моих руках. Ты будешь петь для меня!» общее оцепенение, как в «Ревизоре».

Призрак и КристинаСледующая сцена происходит в кабинете директоров. Та же музыкальная тема, что и в сцене «Notes», теперь звучит гораздо тревожнее. Перед директорами на столе – опера Призрака. Они, естественно, не хотят ее ставить – но с другой стороны, с Призраком шутки плохи, да и новую люстру, опять же, недавно только повесили… А Призрак уже хозяйничает вовсю: в неизменных письмах – распоряжения по перестановкам в оркестре и хоре. И это бы еще полбеды – в кабинет врываются Карлотта и Пианджи. Они в истерике: у Карлотты крошечная роль, а Пианджи, которому досталась партия Дон Жуана – как водится, за компанию. Затем приходят Рауль с Кристиной, и между двумя дамами происходит разборка, причем окружающие лишь подливают масла в огонь. К компании присоединяются м-м Жири и Мег, и повторяется сцена из первого акта плюс Кристина. А м-м Жири пришла не просто так: она принесла очередное письмо от Призрака, что начинает всех изрядно раздражать. В письме он еще раз проходится по адресу Карлотты, советует Пианджи похудеть, директорам – не соваться не в свои дела, а Кристине намекает, что, мол, неплохо бы продолжить уроки и вернуться к учителю. И тут Рауля осеняет: если Кристина будет петь (чего она, кстати, совсем не желает), то Призрак обязательно появится, и тут-то они его сцапают. То, что его невеста при этом будет играть роль приманки, бравого юношу не смущает. Все, кроме Кристины (а также Карлотты и м-м Жири, которая, в отличие от остальных, хорошо понимает, чем дело кончится), страшно воодушевлены этой идеей. В ответ же на Кристинины мольбы не заставлять ее делать это, Рауль успокаивающе заявляет, что на нее, мол, вся надежда. Ему, конечно, хорошо рассуждать – до этого он успел пообщаться с м-м Жири, которая и открыла ему тайну Призрака: он, конечно, не привидение, но гениальный ученый, изуродованный с рождения, которого возили и показывали в клетке, как монстра. Он сбежал, ну и… Кристине он, впрочем, услышанное не открыл, ограничась туманными заверениями, что это всего лишь человек. Вот такая вот любовь… А что касается песни «Twisted Every Way…», которую поет отчаявшаяся Кристина, то Эндрю всегда утверждал, что ее правильно может исполнить только Сара Брайтман.

Музыка ночиИтак, начинаются репетиции оперы Призрака. Пианджи, как и было договорено, играет дон Жуана, но исполняет партию неверно. Пока все бьются, пытаясь растолковать ему, как нужно правильно петь, Карлотта занимается саботажем. Это ей, впрочем, не удается, потому что пианино начинает играть само собой, а хор – петь против желания. Ну как тут не вспомнить Коровьева и «Славное море…»! Кристина же удаляется из всего этого бедлама (напевая начало арии «The Phantom of the Opera»), и ноги приводят ее на могилу ее отца. Там она поет очень известную арию «Wishing you Were Somehow Here Again», обращаясь к безвременно ушедшему отцу. Злые языки утверждают, что ария была написана как абсолютно вставной номер, с единственной целью показать красивую мелодию – однако в книге эта сцена занимает очень большое место, так что обвинения безосновательны.

Призрак залез на статую ангела и скорбитОтвечает ей вовсе не отец, а Призрак, появляясь из-за креста. Кристина не вполне осознает, отец ли это, ангел музыки или же чудовище, но Призрак убеждает ее в том, что он – это Ангел, от которого она отвернулась, но теперь ей время опять вернуться к нему (звучит тема «Angel of Music»). Кристина уже почти подходит к манящему ее Призраку, но тут некстати появляется Рауль. Он разрушает чары, умоляя Кристину вернуться, и она оборачивается к нему. Призрак понимает, что его замысел не удался, и надеется хотя бы погубить Рауля (хоть какое развлечение…). Он заманивает его за памятники, но Кристина не дает ему уйти вслед за Призраком, и в итоге оба они убегают. Призрак в ярости объявляет войну им обоим.

Сара Брайтман в роли Кристины в роли АминтыДело подходит к премьере, и Рауль с офицерами и стрелками еще раз обсуждают «план захвата Призрака». Тот, естественно, тоже незримо присутствует при этом и, видимо, с удовольствием слушает, как его собираются брать. Правда, потом ему это надоедает, и он предлагает начинать представление.

Настает вечер премьеры. Непонятно, кто был объявлен в авторах, но зрители, тем не менее, собрались. Дон Жуан (он же Пианджи) вместе со своим слугой Пассарино обсуждают собственный план обольщения юной служанки Аминты (которую играет Кристина). Хозяин и слуга меняются местами, и любовь Аминты к Пассарино похитит Дон Жуан. Сюжет, конечно, незамысловатый… Аминта действительно приходит к Пассарино, вместо него появляется переодетый слугой Дон Жуан, но – сюрприз: это уже не Пианджи, а Призрак! Пианджи же пал смертью храбрых за сценой…

Дон Жуан с Аминтой поют красивейший дуэт “The Point Of No Return” , относящийся уже не к Аминте с Пассарино, но скорее к Кристине и Призраку. На середине Кристина понимает, кто играет Дон Жуана. И когда Призрак в подтверждение этого заканчивает арию куплетом из “All I Ask Of You”, надевая на палец Кристине свое кольцо, Кристина сбрасывает его капюшон и открывает его лицо зрителям. Начинается паника, и Кристина с Призраком исчезают. Все спешат за кулисы, где и находят тело Пианджи. Карлотта в обмороке, директора в шоке. Мадам Жири, догадываясь, куда могли исчезнуть Призрак с Кристиной, тащит Рауля в подвал, одновременно показывая ему, как надо держать руку, чтобы Призрак не смог использовать свою удавку.

Рауль (Стив Бартон) спустился в подвал спасать КристинуКристина и Призрак тем временем плывут на лодке по подземному озеру. Самый напряженный момент мюзикла: маски сброшены, и игра окончена. Призрак, проклиная свою судьбу и род человеческий, объявляет Кристине, что теперь она навсегда останется с ним. Он сетует на свое уродство, виня его во всем, но Кристина говорит, что вовсе не оно мешает ей любить Призрака, что настоящее уродство – в его душе (ну, будем откровенны – обладай Призрак мордашкой Рауля, вопрос с душой явно не был бы первостепенным…). В разгар объяснения врывается Рауль. Мадам Жири довела его до места, но дальше не пошла. Рауль умоляет Призрака освободить Кристину, в качестве главного аргумента приводя собственную любовь. Финал: Рауля повесили, а Кристина должна выбиратьНеудивительно, что Призрака это не трогает. Он ядовито замечает, что у него и в мыслях не было повредить Кристине, а вот Раулю… Тот, конечно, забыл о руке, и удавка обвивает его шею. Призрак ставит Кристину перед выбором: или дать Раулю свободу, оставшись здесь, или же уйти и тем самым убить Рауля. Рауль только сейчас понимает, какую глупость сделал, но уже поздно. Кристина умоляет Призрака сжалиться, но тоже безуспешно. Неожиданно она принимает решение: она обращается к Призраку со словами сострадания и целует его. Рауль пребывает в полном шоке и не выходит из него даже когда Призрак молча освобождает его. За сценой раздаются крики приближающейся толпы: подземное убежище Призрака обнаружено. Призрак велит Кристине и Раулю спасаться, взяв лодку. Сам же он остается. Он просит забыть его, забыть все, что случилось здесь. Рауль и Кристина медленно уходят, оставляя Призрака одного. Он с издевкой смотрит на свою маску и слушает, как играет музыкальная шкатулка. Неожиданно Кристина возвращается и отдает Призраку его кольцо. Он с тоской и нежностью произносит: «Кристина, я люблю тебя…» Но Кристина уже ушла, и издалека доносятся отзвуки их с Раулем любовного дуэта “All I Ask Of You”. Призрак же, глядя ей вслед. Произносит свои последние слова:

You alone could make my song take flight –
It’s over now the music of the night…

Он медленно идет к своему трону, садится на него, заворачивается в плащ и исчезает. В этот же момент врывается толпа. Мег бросается к трону и срывает с него плащ: но у нее в руке только белая полумаска.

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz