На главную
История создания
Сюжет
Концептуальный альбом
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

MBN

Главная Творчество Starlight Express

Starlight Express
(Звёздный Экспресс)

Идея происходящего на сцене такова. Маленький мальчик (Контроль), чей голос мы слышим в начале увертюры, играет в гонки со своими игрушечными поездами. Но вот — наступает вечер, и он должен ложиться спать. В его сне поезда и вагоны начинают жить своей жизнью. Они все в ожидании знаменательного события — трансамериканских гонок. Первым на сцене появляется Гризболл, дизельный локомотив. Стоит для начала заметить, что тексты Ричарда Стилгоу, как правило, полны двойного смысла, а имена также имеют определенное значение и порой их трудно адекватно перевести. Имя «Greaseball» связано с машинным маслом, которым смазывают колеса локомотивов. Итак, Гризболл — фаворит гонки, действительный чемпион. И, кроме того — пародия на короля рок-н-ролла — Элвиса Пресли. Правда, музыка потяжелее незамысловатых песенок Пресли. Но намек очевиден.

Красавец Гризболл в окружении поклонниц

Песня, с которой Гризболл и его банда появляются на сцене, называется «Rolling Stock». Дословно это переводится как «Подвижной состав», но, учитывая двойственное значение слов и двойственность людей-поездов, перевод мог бы быть и как «Народ на колесах». Гризболл представляет себя, как «самую быструю вещь, из всех, что вы видели», («the fastest thing you’ll ever see») и заявляет, что никогда нельзя понять каково это — жить на колесах, если у тебя их нет. После такого вступительного номера Гризболла появляется главный персонаж нашей сказки — юный и наивный паровоз Расти (Ржавый). Он приезжает, посвистывая на пресловутых трех аккордах и очень гордясь тем, что «никто не умеет свистеть, как паровоз» («nobody can do it like a steam train»). Но он не производит впечатления на окружающих (к тому времени к Гризболлу с его бандой присоединяются и девушки-вагоны), и все только смеются над ним. Что ж, заявляет он «Называйте меня ржавым» («Call Me Rusty»), убежденный, что он еще сможет продемонстрировать всем свое паровозное искусство. Девочки же подшучивают над ним, и предупреждают, что участвовать в гонках для него опасно — как бы он не развалился на куски прямо на рельсах. Но Расти полон решимости. Только вот незадача — девушка-вагон, с которой он договорился участвовать в гонках, вдруг передумала. Нашу героиню зовут Перл (Жемчужина), она — прогулочный вагон. «Мне нужно что-то большее…» («I have to feel more…») — говорит она Расти. Ей, как и другим вагонам, нужно «Много движения» («A Lotta Locomotion»), и чтобы вез их в голубую даль самый мощный, самый быстрый локомотив на свете. Девочки представляются зрителям. Их четверо: Эшли (Пепельная) — курительный вагон, Баффи (Буфетик) — вагон-буфет, Дайна (Обеденная) — вагон-ресторан и все та же новенькая красотка Перл, которая, по своему признанию, намерена «попробовать» все локомотивы, пока не выберет лучшего из них.

Девочки-вагоны

И тут вновь появляется лучший из лучших, любимец женщин, гроза соперников — Гризболл. «Накачанное железо» («Pumping Iron») — вот какой он. Он обладает стальными мускулами и морем обаяния, которое сводит девочек с ума. Все считают, что он единственный, кто достоин выиграть гонки. Ведь он так восхитительно стучит по рельсам! Расти до него далеко. Тем временем появляется еще несколько новых персонажей — всевозможных грузовых вагонов в песне «Товарный поезд» («Freight»). Здесь три Роки — три абсолютно одинаковых крытых грузовых вагона — если говорить железнодорожными терминами. А если применимо к людям, то три боксера (игра слов — box car (англ.) — дословно, крытый грузовой вагон, а box -бокс).

Грузовые вагоны очень резво прыгают!

Имя «Роки» было заимствованно из знаменитой киноэпопеи «Роки» о жизни боксера с Сильвестером Сталлоне в главной роли.

Здесь же — Флэт-Топ (Платформа) и Дастин (Пыльный), который по существу является большим закрытым бункером для перевозки гравия. Последний персонаж, появляющийся в этой песне — некто СиБи — красный тормозной вагон (С.B. — сокращение от caboose: так называют в Америке вагон, где живут служащие, сопровождающие товарный поезд). Этот второстепенный персонаж сыграет важную роль в развитии сюжета. Но пока он просто представляется окружающим и с милой улыбкой предлагает свою помощь всем, кто в ней нуждается. А потом между грузовыми и пассажирскими вагонами начинается спор, чья «профессия» лучше. Спор кончается тем, что все решают, что они по-своему важны. И тут Контроль объявляет официальное начало гонок. Появляются участники из разных стран: французский поезд Судес (его везет локомотив по имени Бобо), итальянский Сетобелло (Эспрессо), немецкий Вельтшафт (Танк), русский Транс-Сибирский экспресс (Тернов), английский Пассажирский Поезд (Город Мильтона Кейнса), японский Поезд Шинкансен (Хашамото).

Последним появляется новенький с иголочки, сконструированный по последнему слову техники Электра (Electra), электровоз. Он обладает магнетизмом, у него есть контакты, и в голове у него — компьютер. А еще у него есть пять помощников, так называемых Компонентов. Сам он работает «На постоянном и переменном токе» («AC/DC»). Девочки-вагоны от него без ума. После его появления у него состоится спор с Гризболлом и Расти — о том, у кого из них есть наибольшие шансы на победу (номер «Ты перегружен» — «You’re Overloaded»).

Электра и его компоненты

Время гонки неумолимо приближается, а Перл так и не нашла себе партнера. Расти предлагает ей поехать с ним, но она лишь отмахивается и рассказывает ему о своей мечте — паровозе, который будет ей свистеть. («Он свистнул мне» — «He whistled at me», мелодия которого была заимствована из «Двигателя любви»). «Нет проблем, — говорит Расти, — я паровоз, может быть, я локомотив твоей мечты?» («No problem, I’m a steamer — may be I can be the engine of your dream?»). Но нет, Перл не удовлетворена его свистом. Она ждет чего-то другого.

Итак, проходит первая «Гонка», и Расти не у дел. Первым приходит Гризболл, но делает он это нечестным путем. Его постоянная подружка Дайна обвиняет его в этом, и он вынужден дать ей отставку. Тут обнаруживается, что Гризболл работает в команде с СиБи. СиБи предлагает свои услуги в качестве вагона на время гонок, и тормозит поезда, которые пытаются везти его. Таким образом Гризболл избавляется от некоторых своих конкурентов. Оба железнодорожных «преступника» считают, что они — прекрасная команда. Но теперь, когда Дайна узнала обо всем, Гризболл решает бросить ее, ведь она не хочет смириться с его проделками. Дайна остается одна, но к ней приходит СиБи и говорит «Есть я» («There’s Me»). Неожиданная красивая, трогательная баллада от отрицательного проходного персонажа.

А в это время Расти в расстроенных чувствах приходит домой, где его ждет Папаша (Poppa) — старый паровоз, распевающий бессодержательный блюз в компании всех трех Роки, а так же Флэт-Топа и Дастина («Блюз Папаши» — «Poppa’s Blues»). Расти сообщает ему, что Перл его бросила на произвол судьбы, уйдя к Электре, и ему не с кем участвовать в гонках. Папаша уговаривает сына не расстраиваться и предлагает ему вместо Перл очаровательную старушку Белл (спальный вагон). Расти кажется, что она для него старовата, и очень уж потрепана. Сама же Белл увлечена своими ностальгическими воспоминаниями о тех временах, когда ее считали шикарной женщиной… то есть, вагоном, и сравнивали с вагонами знаменитого «Ориент Экспресса».

Looks and youth ain’t everything
Experience is a quality that counts for a lot
The sad thing ’bout experience is by the time you’ve got it
It’s usually all you’ve got…

Папа-паровоз и Белл

«Внешность и молодость — это еще не все, опыт тоже очень важен… Грустно только, что когда у тебя, наконец, достаточно опыта, то больше уже ничего не осталось…»

(«Белл, спальный вагон») («Belle the Sleeping Car»). По музыке это медленная джазовая песня. Но старушка видит, что Расти расстроен и потерял веру в себя. Тогда она подключается в игру, начатую Папашей, и рассказывает вместе с ним о волшебном Звездном Экспрессе, который непременно услышит Расти и поможет ему. Первый акт кончается одной из основных «больших песен» этого мюзикла — заглавным «Звездным Экспрессом»(«Starlight Express») — лирической балладой, в которой чувствуется влияние музыки кантри — взять, хотя бы, губную гармошку в инструментальном сопровождении. Расти просит Звездный Экспресс помочь ему. Конец первого акта.

Электра и Гризболл обижают бедного маленького Расти

Второй акт открывается «Рэпом». В отличие от современного понимания данного популярного музыкального жанра, в рэпе Эндрю Ллойда Уэббера мелодия есть. На сцене собираются все персонажи и обсуждают предстоящий финал гонок. Папаша-паровоз выиграл один из полуфиналов, но дальше не может сам участвовать в гонках. На правах замены локомотивом соответствующего типа, он передает свое место любимому сыну — Расти. Происходят перестановки в составе участников: Гризболл, который, как мы помним, поругался с Дайной, теперь забирает у Электры Перл, а Электре достается Дайна. СиБи милостиво соглашается поехать в гонку с Расти.

Дайна покинутаДайна очень расстроена тем, что потеряла своего красавца-чемпиона. Она чувствует себя одинокой, брошенной, она «П.О.К.И.Н.У.Т.А.» («U.N.C.O.U.P.L.E.D.»). По мнению многих критиков, это одна из лучших песен мюзикла — как по музыке, так и по тексту. И снова с налетом кантри-стиля. Девочки, во главе с Белл, утешают подругу в репризе «Народа на колесах» — получилась песня с феминистическим содержанием: подумаешь, бросил! зато ты теперь независимая! атакуй — и ты его вернешь!

Расти и Папа-паровозДолгожданная финальная гонка… прерывается по независящим от организаторов причинам. Что-то пошло не так. После гонки собираются Электра с Компонентами, Гризболл и СиБи. И тут СиБи решает сообщить и Электре о том, кто он на самом деле. «СиБи»(«C.B.») — «широкая улыбка, высокий стиль» («wide smile, high style…»). Он пускал под откос и тормозил поезда, он работает этаким железнодорожным наемником. А тут еще и Расти является и в лицо ему заявляет, что тот мешал ему ехать. СиБи не расстроен — у малыша-паровоза нет доказательств. Они с удовольствием смакуют интригу с Гризболлом и Электрой, но разговор случайно слышит Перл. Она кидает им обвинение в лицо и обещает рассказать все оргкомитету, но Гризболл быстро припугивает ее, говоря, что, в таком случае, и она попадет под подозрение. Перл, возмущенная и расстроенная, удаляется. В это время Роки пытаюстся подбодрить Расти, убеждая его, что он мог бы победить, оказавшись «В нужном месте, в нужное время» («Right Place, Right Time») но он особенно не обращает на них внимания. Впереди у него — большое событие. Ему является сам Звездный Экспресс («Я — Звездный Экспресс» — «I Am the Starlight»), и он говорит с ним. На самом деле — это Папаша-паровоз, но Расти об этом не догадывается. И когда Звездный Экспресс говорит ему — очнись! я — это ты, ты и есть Звездный Экспресс — Расти ему верит. Теперь он полон уверенности в себе. Тут под руку ему подвернулся старый добрый друг Дастин, и он решил взять его в «Финал». И победил.

Это было шоком для всех. Электра (которому пришлось поехать с СиБи, так как Дайна отказала ему), не в силах стерпеть позора, уносится прочь с криком «Возврата нет» («No Comeback»)! Гризболл и СиБи, полуживые, поют грустнуо-комическую блюзовую песню «Одного рок-н-ролла слишком много»(«One Rock’n’Roll Too Many»). А в это время Перл обдумывает свою жизнь и приходит к выводу, что «Только он» («Only He»), только Расти подходит ей. Она понимает, что вела себя очень глупо, но теперь она одумалась и спрашивает себя: «Поймет ли он, что в этот раз я готова сказать ему — да… Он… только он…» («Does he know or will he never guess/that next time I gonna answer yes… He… Only he…») Да, он поймет.

Расти и Перл - Только ты

Он хороший парень, и он не обижается. Расти приходит к Перл и говорит «Только ты» («Only You») нужна мне. Он встретил Звездный Экспресс и выиграл гонку. Она нашла паровоз, о котором мечтала. Они счастливы. И тут начинается всеобщее ликование.

Собираются все — приползает даже сильно помятый Гризболл, который находит в себе мужество извиниться перед Дайной, и она с удовольствием его прощает. Все дружески приветствуют нового чемпиона железной дороги — Расти. Тут является и Папаша, сообщая, что всех можно будет переделать в паровозы, что даст им независимость от кого бы то ни было. «Поезда должны слушаться Контроля» — требовательно кричит «начальник» железной дороги. «Заткнись, Контроль!» — отмахиваются все. Все приветствуют паровозы, забыв о прочих достижениях техники. И спасибо мистеру Джеймсу Уатту за изобретение парового двигателя. Еще настанет наш паровозный час! И мы видим «Свет в конце туннеля» («Light at the End of the Tunnel») — свет надежды, а не приближающегося поезда.

Все видят свет в конце туннеля

Отдельное спасибо Анне Кокс, любезно предоставившей фотографии для этой страницы. Если вам нравится "Звездный экспресс" - загляните в гости к Перл!

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz