На главную
История создания
Сюжет
Новости
О сайте
Ссылки
Гостевая книга
Напишите нам!

Главная Творчество Beautiful Game

Beautiful Game
(Прекрасная игра)

Прекрасная играКогда широкая общественность прознала про то, что Эндрю Ллойд Уэббер замахнулся ни много ни мало на конфликт в Северной Ирландии (Troubles - как называют этот конфликт в Британии), и собирается об этом конфликте писать свой новый мюзикл, реакция была неоднозначной. Но для начала - немного истории. Troubles - серьёзная проблема Соединённого Королевства: ежегодно огромное количество людей погибает в результате вооружённых столкновений действующих на территории Ольстера армий, а также в результате многочисленных террористических актов. Конфликт в Северной Ирландии имеет долгую историю и уходит своими корнями во времена правления Генриха VIII. Как известно, Генрих прославился не только огромным количеством жён, но и тем, что рассорился с Римской католической церковью (по поводу всё тех же жён) и основал в Англии англиканскую церковь. Ирландские католики были против - и конфликт, усугублённый к тому же и тем, что Генрих покусился на ирландские земли, начался. Ольстер, северный регион страны, на протяжении дальнейшей истории всегда находился в особом положении - в нём проживало большое количество протестантов, и к тому же индустриальное развитие региона происходило гораздо более быстрыми темпами, чем развитие других частей страны. Поэтому жители Ольстера никогда не поддерживали своих соотечественников в их горячем стремлении отделиться от Великобритании и в 1921-ом году, когда Ирландия обрела независимость и стала самостоятельным государством, Ольстер предпочёл остаться частью Соединённого королевства со своим собственным премьер-министром и парламентом. Но со временем католики Северной Ирландии обнаружили, что в парламенте сидят преимущественно протестанты, а их права всячески попираются. И началась борьба, продолжающаяся и по сей день - кровавая вражда разорвала Ольстер на две части, причём и у католиков, и у протестантов есть тайные незаконные армии, ведущие войну друг с другом. Ирландская республиканская армия (IRA) требует присоединения Ольстера к Ирландии (Сейчас появилась ещё и Настоящая Ирландская республиканская армия, обвиняющая просто Ирландскую республиканскую армию в недостаточном радикализме). На стороне протестантов - Добровольная Армия Ольстера (UVF). Постоянные террористические акты унесли уже многие жизни. (Мы уже рассказывали вам в разделе, посвящённом "Реквиему", о том, что среди жертв северо-ирландской трагедии были и знакомые Эндрю). Взрывы гремят в Лондоне и других областях страны по сей день, и к сожалению, несмотря на многочисленные попытки властей урегулировать конфликт, ситуация по-прежнему остаётся напряжённой...

Белфаст, 1969 годПоэтому, когда Эндрю избрал Troubles темой для своего нового мюзикла, мнения общественности разделились. Одна точка зрения была такой: мюзикл может послужить толчком к мирному разрешению конфликта. Но многие выступили с резким осуждением - Ян Пэйсли, лидер Демократической Юнионистской партии, сказал, что считает настоящий момент и то серьёзное положение, в котором находится сейчас Ольстер, неподходящими для написания мюзикла. Были и более резкие высказывания - из серии "не лезьте в это дело!" и "руки прочь!", а уж когда стало известно, что соавтором Эндрю будет Бен Элтон, знаменитый комедиограф, многие решили, что Ллойд Уэббер решил посмеяться над трагедией в Северной Ирландии, и всё тот же возмущённый Ян Пэйсли заявил, что ничего смешного в конфликте нет и пусть Эндрю даже и не пытается искать в нём что-либо смешное.

Но Эндрю, вопреки всем опасениям, вовсе и не пытался. Напротив, он относится к трагедии в Северной Ирландии со всей серьёзностью. "Фанатизм способен разрушить жизни, - говорит композитор, - и конфликт в Северной Ирландии тому примером". "Прекрасная игра" не о политике и не о футболе, как может показаться на первый взгляд. Личная драма на фоне "мрака конфликта" - вот основная тема последнего на данный момент мюзикла Эндрю. Её выбор связан с тем, что Эндрю посмотрел как-то документальный фильм о футбольной команде из Белфаста. Игроки команды школы Святого Креста, одержавшей в 1968-ом году победу в чемпионате по футболу, стали жертвами северо-ирландского конфликта: один из них погиб от рук фанатиков, другой был "казнён" IRA - его подозревали в том, что он был информатором, а их учитель был застрелен членами UVF. Некоторым игрокам команды пришлось покинуть страну. История произвела на Эндрю глубокое впечатление, и композитор предложил драматургу Бену Элтону написать с ним мюзикл, основанный на событиях, показанных в документальном фильме. Впрочем, несмотря на то, что мюзикл основан на реальных событиях, надо сразу же оговориться, что все персонажи в нём - вымышленные.

Эндрю Ллойд Уэббер и Бен ЭлтонИтак, на сцену выходит Бен Элтон. Кто же он - новый соавтор Эндрю? Многие считают, что они весьма странная пара - член палаты лордов, поддерживающий консервативную партию и в своё время заявлявший, что покинет страну, если лейбористы придут ко власти (когда лейбористы пришли ко власти, злопыхатели уже потирали руки в ожидании этого события, но Эндрю уезжать почему-то передумал и поэтому заявил, что его просто неправильно процитировали), и убеждённый лейборист. Кто бы мог подумать, что они смогут работать вместе! Но оба в голос утверждают, что говорить о политике у них нет времени, да и политические разногласия не так уж и важны (тем более, что Эндрю тут же поспешил заверить общественность в том, что поддерживал консерваторов из-за их налоговой политики, а вообще-то лейбористы тоже неплохие ребята). Эндрю и Бен были знакомы уже давно, и у них есть общие пристрастия (среди которых - любовь к знаменитому автору "Дживса и Вустера" Вудхаузу, хорошей выпивке и популярной музыке). Бен Элтон (он на одиннадцать лет младше Ллойда Уэббера) - известный драматург, написавший большое количество весьма успешных романов и сценариев. Его самое знаменитое произведение - комедия "Попкорн", получившая почётную театральную награду Лоуренса Оливье. Эндрю пригласил Элтона в 1998-ом году к себе и предложил написать пару-другую новых шуток к "Звёздному Экспрессу" (этот мюзикл постоянно обновляют), но тот отказался, предложив, в свою очередь, написать лучше вместе что-нибудь посерьёзней. Композитор согласился и в качестве темы нового проекта выдвинул свою идею про Северную Ирландию.

Эндрю рассказывает, что во время ужина с Тимом Райсом (композитор обожает рассказывать всем о том, как он в очередной раз ужинал со своим старым другом Тимом) они обсуждали трагическое положение современного музыкального театра (дескать, никого гениального с момента нашего появления больше в оном музыкальном театре не было), и пришли к выводу, что теперь всё не так уж и плохо - с тех пор, как появились "Элтоны": Бен Элтон и Элтон Джон (вместе с которым последнее время Тим Райс активно работает).

Эндрю Ллойд УэбберНовая надежда музыкального театра Бен Элтон принялся за работу, и в его гениальном мозгу тут же возникла идея поместить действие мюзикла сразу в нескольких местах - герои, по его замыслу, должны были оказываться то в Ирландии, то на Ближнем Востоке, то в Косово - в общем, в различных "горячих точках" планеты, дабы показать, что в принципе неважно, где и когда разворачивается действие, главное - везде и всегда фанатизм и вражда разрушают человеческие судьбы. Идея действительно очень интересная, но Эндрю её отверг, так как в театре воплотить эту идею в жизнь было бы весьма затруднительно и сложно (а вот в фильме, с моей точки зрения, вышло бы замечательној ). Но тем не менее авторы неоднократно подчёркивали, что то, что действие происходит в Северной Ирландии, ни в коем случае не является политическим моментом, и выбранное место действия - просто "метафора любого конфликта в мире". Также как и футбол в мюзикле - не просто футбол, а метафора любой страсти, любого увлечения, любой надежды. Неважно, во что играют и чем увлекаются герои мюзикла - на месте футбола могла бы быть любая другая игра или любое другое хобби. Но так или иначе, "прекрасная игра" оказывается разрушенной ненавистью и конфликтом, насилием и терроризмом...

Критики, выходя с предпремьерных просмотров, рыдали и говорили, что можно было бы сделать спектакль менее грустным. Однако Эндрю и Бен Элтон не хотели сентиментальной концовки – и не стали её делать. Никаких счастливых воссоединений – мюзикл завершается трагично, как трагична ситуация на самом деле. Однако концовка не без проблеска надежды – надежды на то, что люди однажды остановятся и увидят, что они делают.

Спектакль открылся 26 сентября 2000-го года в лондонском театре Кэмбридж. Режиссировал Роберт Карсен - до этого поставивший несметное множество классических опер чуть ли не во всех оперных театрах мира).Роль Джона исполнил Дэвид Шэннон (талантливый парень успел переиграть, похоже,все роли в музыкальном театре - Иисуса, Мариуса, Криса, Рам Там Таггера, Человека и так далее), Мэри – Джоси Уокер (Гризабелла, Кристина, Мария), Томаса – Майкл Шэффер (те, кто смотрел видеоверсию “Иисуса Христа Суперзвезды”, имели счастье лицезреть его в блестяще исполненной роли лысенького Анны). Оркестр всего из девяти человек – давняя мечта Ллойда Уэббера, подуставшего от огромных, пафосных постановок с большими оркестрами.

Эндрю Ллойд Уэббер и Бен Элтон с супругами на премьере Прекрасной игрыНа премьере, как водится, присутствовало огромное количество всяких знаменитостей – и верный поклонник творчества Эндрю Джон Мэйджор, и сэр Клифф Ричард, и другой сэр – Тим Райс, пришедший посмотреть на новый мюзикл своего бывшего соавтора, и Ричард Кёртис, тоже пришедший посмотреть на новое творение своего бывшего соавтора – Бена Элтона. Премьера была встречена трёхминутными овациями, критические статьи в целом были очень доброжелательными (вплоть до эпитета “лучшая музыка из всей, что когда-либо написал Эндрю Ллойд Уэббер”). Критики были настолько добры, что даже присудили мюзиклу награду Общества Критиков в категории Лучший мюзикл 2000 года. Песни из мюзикла исполнялись даже на инаугурации президента США Джорджа Буша (Эндрю сам аккомпанировал).

К сожалению, несмотря на всеобщие восторги, спектакль закрылся 1 сентября 2001 года. Видимо, публике пока что гораздо приятнее ходить на "Кошек", где можно просто получать удовольствие, ни о чём серьёзном не задумываясь. Композитор был крайне недоволен таким отношением к своему произведению. Теперь он собирается ставить "Прекрасную игру" в Торонто, видимо, надеясь, что местные зрители будут более сознательными.

...Печально, что ирландцы, похоже, пока не собираются останавливаться и прислушиваться к кому бы то ни было - ни к политикам, ни к деятелям искусства. Только появилась надежда на компромиссное решение - и вновь мы слышим в новостях о новых столкновениях в Белфасте. Остаётся лишь надеяться, что может быть однажды, люди всё же смогут "любить в мире"...

Новости Биография Творчество Фотографии, книги, видеофильмы, статьи
Хостинг от uCoz